• +7 (495) 952-09-05

"Столица Москва": Павел Кузьмин: «На форум «Город образования» ждем более 100 тысяч человек»

Main 1533304295 37162996695 4ca1515271 h

В конце августа – начале сентября в столице пройдет одно из самых значимых мероприятий для сферы образования – Московский международный форум «Город образования». Об изменениях в формате, интерактивных возможностях, новинках и перспективах развития форума журнал «Столица Москва» попросил рассказать директора Московского центра качества образования, программного директора форума «Город образования» Павла Владимировича Кузьмина.

Павел Владимирович, в этом году во второй раз будет проходить данный форум, он заявляет о себе как об основном событии в сфере образования Москвы. Как возникла идея форума? В чем его уникальность и значимость для Москвы?
- Надо понимать, что международных образовательных площадок в мире немало, но практически все они посвящены образованию внутри школы. Несмотря на то, что в центре всеобщего внимания находится ребенок и его интересы, акцент делается на внутришкольный образовательный процесс. Москва – мегаполис, с огромным количеством учреждений культуры, вузов, предприятий. Они все влияют на развитие школы. Школа выступает интегратором всех воздействий на ребенка. То есть школьник оказывается не только в центре учебного процесса в образовательной организации, но и в центре образовательных процессов, которые происходят в городе Москве.
Перед нами стояла задача в рамках форума показать все, что есть в столице как одном из центров мирового образования. Показать те возможности, которые открываются для московского школьника в урочной и во внеурочной деятельности, в дополнительном и профессиональном образовании.

А где пройдет форум в этом году?
- Форум так же, как и в прошлом году, пройдет в 75-м павильоне ВДНХ, но теперь масштабнее – он займет более 20 тысяч квадратных метров. А значит, мы сможем показать намного больше интересных проектов, механизмов, инструментов по повышению качества образования наших учащихся, выпускников, дошкольников. Весь 75-й павильон превратится в один большой класс. Можно будет опробовать в действии возможности московской электронной школы, изучить Курчатовский проект, почувствовать себя участником научно-академических, медицинских, инженерных и кадетских классов. Будет работать отдельная экспозиция, посвященная дополнительному профессиональному образованию для педагогов. Крупнейшие российские компании представят свои наработки в области образования, примут участие и наши городские партнеры – это представители крупнейших предприятий и московских вузов. Вузы презентуют свои проекты для школьников, например, «Университетские субботы».

Что будет отличительной чертой форума в этом году?
- Интересной особенностью будет то, что мы представим сразу несколько современных больших классов. Философия «Большого класса» мне очень близка, в том числе и как в прошлом учителю, с огромным интересом работавшему с большим количеством учащихся.
Мир большой, наше взаимодействие становится глобальным, поэтому я считаю, что ребенок должен уметь работать с разными социальными группами, с ребятами разных интересов, увлечений, темпераментов и вместе учиться находить информацию, общаться, выстраивать правильный диалог. Московская электронная школа объединяет разных ребят, разные классы вокруг общих тем, для них это дополнительная мотивация, происходит развитие навыков продуктивной коммуникации. Можно отметить это одной из важных особенностей форума в 2018 году.
Еще одна особенность – это количественное и качественное расширение числа участников. Мы думаем, что будущий форум поставит определенный рекорд. В этом году ожидаем более 100 тысяч посетителей, у нас выступят более 400 спикеров, пройдет 300 мероприятий деловой программы.
Программа для школьников будет включать в себя Олимпиаду мегаполисов, городской фестиваль хакатонов и квестов, флешмоб «Профессии будущего», а также благотворительный забег. Для самых маленьких посетителей мы приготовили 3D-мейкертоны и джуниор–хакатоны.

Будут ли принимать участие представители других стран?
- Да, конечно, мы ждем представителей 70 стран. Уже подтвердили участие специалисты из США, Канады, Дании, Финляндии, Сингапура и др. Тема интеграции школ и городских ресурсов, научного, бизнес-сообщества, предприятий и организаций интересна сейчас в крупных городах России и далеко за ее пределами. Она идет, движется, развивается. Все признают, что школа стала открытой.

Какие еще запланированы мероприятия?
- Будет серия международных круглых столов, где как раз будет обсуждаться грамотное использование ресурсов города в образовании. Не вместо школьного образовательного процесса, а вместе с ним.
Основными событиями деловой программы станут общегородской педагогический совет, съезд учителей, интерактивный педагогический марафон и международная конференция руководителей систем образования городов мира.
Важный акцент этого года – программа мероприятий рассчитана на самый широкий круг посетителей, а не только на профессионалов отрасли.
Будет много всего интересного для школьников. Можно будет создать масштабное полотно в стиле граффити; примерить на себя роль пилота, став участником соревнований «Гонки дронов»; собрать башню LEGO; познакомиться с новейшими образцами деловых и интерактивных игр; внести свой вклад в улучшение экологии; очутиться в пространстве дополненной и виртуальной реальности.

Аудитория форума большая. Это дети, педагоги, родители, представители предприятий и так далее. На ваш взгляд, какие актуальные вопросы волнуют эту аудиторию? На какие злободневные вопросы вы готовите ответы?
- У нас вся программа форума ориентирована на разные категории. Любая секция будет открыта, и по работе нашего родительского экспертно-консультационного совета мы понимаем, что родители сейчас практически во всех процессах принимают участие. Что особенно интересно? У нас будет сильный блок профориентации. Эта тема, которая волнует всех, потому что мы понимаем, что идет изменение списка наиболее востребованных профессий. Одни профессии будут исчезать, другие появляться или трансформироваться.
Будем много говорить о важных навыках для профессий будущего, об участии родителей в работе управляющих советов. Родители смогут увидеть презентацию московской электронной школы. И нам очень важно, чтобы они посмотрели, «своими руками пощупали», как ведется урок с использованием цифровых технологий.
Мы все учились иначе, у нас в памяти бумажный учебник, меловая доска. Многие родители беспокоятся, что цифровизация может привести к упрощению мира у ребенка, уходу от глубины знаний. Мы же хотим показать все возможности московской электронной школы, все плюсы, какие она дает, как она используется в учебном процессе. Четыре дня будут непрерывно идти мастер-классы ведущих учителей Москвы с использованием ресурсов московской электронной школы. Мы надеемся, что большое количество родителей примут участие не только как наблюдатели, но и как участники.

Что касается технологий предпрофессионального образования, могли бы коротко рассказать о них?
- В Москве активно развивается предпрофессиональное образование. В рамках форума «Город образования» представим инженерные, медицинские, научно-академические классы. Нам бы хотелось, чтобы родители пришли и увидели, какое в школе сейчас современное оборудование. В павильоне будут представлены реальные классы. Все можно будет опробовать в работе, провести эксперименты с помощью выставленного оборудования и планшетов, посмотреть на использование виртуальной и дополненной реальности. Это позволит чуть лучше понять современное техническое и медицинское образование.

Какие еще новинки будут в этом году на форуме?
- У нас будет зона «Мои достижения». В рамках московской электронной школы работает интересный сервис самооценки, самопроверки. На форуме мы представим все виды диагностики, которые есть, начиная от начальной школы и заканчивая 11 классами. Например, диагностика по астрономии в формате виртуальной реальности. Также стоит посмотреть экспозицию у издательства «Просвещение». Они, как всегда, готовят серию мастер-классов. Представят свои электронные учебники.

Одна из основных миссий форума – это продвижение московского опыта в регионах. Как это направление сейчас развивается?
- «Город образования» посетило в прошлый раз более 60 регионов. В Москву приезжают целыми делегациями, смотрят, изучают наш опыт работы. Есть большой проект «Школы России – партнеры Москвы», в рамках которого делегации московских школ посещают регионы, а из регионов коллеги приезжают в Москву. В день открытия форума мы организуем большую дискуссионную площадку, в том числе и с видео-конференц-связью, к которой будут подключены большинство российских регионов. Будет обсуждаться вопрос, какой московский опыт востребован регионами, чем они сами могут поделиться, с точки зрения основной идеи форума. Также «очно» мы ждем представителей практически всех российских регионов.

Какие ключевые темы на форуме будете поднимать?
- Основная тема – чему, где и как учиться в XXI веке, раскрытие талантов каждого ребенка. Это наша ключевая позиция – что каждый ребенок талантлив, и современная школа должна, во-первых, понять, в чем у него талант, а во-вторых, в нужном ему режиме, в нужном темпе развивать эти таланты. Московская электронная школа, кстати, позволяет делать уроки в нужном темпе для каждого ребенка. Такая же философия внедряется у нас в диагностические работы. Мы делаем это практически одними из первых в России. Диагностика нужна не для оценок, а чтобы увидеть дефициты у ребенка и помочь учителю, семье понять те проблемы, которые у него есть.
Одна из перспективных задач для нас – это создание цифрового портфолио, которое необходимо для ребенка в наступающем цифровом мире. Нас ожидает в ближайшие годы появление новых удобных сервисов, дальнейшее видоизменение взаимодействия учителей и учеников, появится много дополнительных возможностей, повышающих качество образования. Нам крайне важно, чтобы и учитель, и ребенок были грамотны в наступающей цифровой эпохе.

Вы в этом видите основной тренд развития качества образования?
- Да, этот тренд дает нам индивидуализацию образования, а значит, в перспективе более высокий образовательный результат. Все взаимосвязано. Будет меньше рутинной работы у учителя, например, по оцениванию детей. Не секрет, что учитель тратит на нее очень много времени. Грамотные цифровые ресурсы позволяют снять с него эту нагрузку. Он становится настоящим тренером, который работает с детьми для достижения определенного результата. Цифровые ресурсы эту рутинную работу берут на себя, готовят контрольные работы, проводят их, оценивают, дают понимание учителю про дефициты учеников, рекомендации, как с ними работать, адаптируют задания. Уход от рутины позволяет учителю стать творцом на уроке. Более креативно, более интересно открывать ребятам мир.

По каким основным критериям вы оцениваете уровень качества московского образования?
- Есть критерии общепризнанные. Это результаты независимых диагностик, результаты итоговой аттестации и так далее.
Качество столичного образования повышается с каждым годом. За последние пять лет в Москве в два раза улучшились все основные базовые показатели школьного образования: качество сдачи Единого государственного экзамена, количество московских учеников, которые являются победителями и призерами всероссийских олимпиад, а также число московских школ, которые применяют самые современные технологии и входят в топ-25 и в топ-500.
Позитивные изменения подтверждает и высокая динамика результатов Москвы в международных исследованиях PISA и PIRLS.
Московские четвероклассники заняли первое место в престижном международном исследовании читательской грамотности PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проходило в 2016 году. В исследовании участвовали школьники из 50 стран.
Другие международные рейтинги также показывают, что Москва является одним из крупнейших мировых центров образования. По результатам PISA (The Programme for International Student Assessment) Москва заняла одну из ведущих позиций в мире по среднему уровню математической и читательской грамотности учеников. В соответствии с этим исследованием, качество читательской и математической грамотности в Москве находится на шестом месте в мире среди всех лучших образовательных систем мира.
Мы сейчас все больше и больше, благодаря новым цифровым технологиям, можем по учителю прогнозировать перспективы его работы. А значит, более серьезно подходить к защите прав школьников на качественное образование.

Если говорить о международном статусе форума, как развивается партнерство?
- Мы в этом году сделали очень интересную экспозицию на крупнейшей международной выставке образовательных технологий «Bett Show» в Лондоне. Популярная выставка, более 40 тысяч посетителей. Мы представляли московскую электронную школу, переведенную на иностранные языки, наши независимые диагностики и, конечно, «Город образования». К нашим экспозициям выстраивались очереди из иностранцев, которые хотели посмотреть. Для них в диковинку такая общегородская система, которая позволяет объединить электронный журнал, дневник, цифровые ресурсы для построения сценария урока в рамках целого мегаполиса. В мире много разных практик, но они разрозненные. Никто не ставит задачу единых ресурсов, удобных для всех. У нас была серия круглых столов внутри выставки, где мы рассказывали о московском опыте, говорили об удобстве того, когда у ребенка есть такое единое типовое решение, которое удобно для учителей, для родителей, для школы. Все данные о ребенке появляются в электронном портфолио, которое когда-нибудь в дальнейшем, мы надеемся, будет использоваться и при приеме в вузы. Мы в чем-то даже опережаем тренды, заявленные нашими партнерами в других странах. Сегодня у нас есть интерес сотрудничества с азиатскими, американскими площадками. Интерес обоюдный, поэтому будем двигаться в этих направлениях.

А что-то из мирового опыта берете для московского образования?
- Мне очень понравился ряд конструкторов для робототехники, который был предложен партнерами из Южной Кореи и Сингапура. Мы пригласили их на будущий форум, надеюсь, они будут успешно представлены у нас. Очень интересная была алгоритмика для дошкольников. Дети еще не умеют читать, но при помощи значков уже создают алгоритмы для движения робота по площадке. Мы ищем и российские компании, которые готовы такие инновационные продукты поставлять. Большой блок на форуме будет посвящен робототехнике, заработает аллея стартапов, представят образовательные проекты.

Как будет дальше развиваться форум «Город образования»?

- Тренд будет в интеграции различных электронных ресурсов, в интеграции возможностей в единую систему, которая объединит различные организации города Москвы, и дальнейшей цифровизации системы образования. Если мы хотим соответствовать идеологии развития города, мы понимаем, что Москва – это в чистом виде уже смарт сити, то и образовательный процесс тоже должен идти в этом же русле. Часто говорят, что цифровая школа – это школа без учителей. Я и мои коллеги не поддерживаем этот тезис. Никогда взаимодействие ребенка с роботом не будет таким же эффективным, как взаимодействие человека с человеком. Главенствующая роль учителя должна остаться. Цифровая школа – это школа, где грамотные учителя эффективно используют цифровые образовательные технологии. Профессия учителя не отмирает, а, наоборот, приобретает более высокий статус.

Какие наиболее важные компетенции сейчас вы бы выделили для учителя?
- Первая – это организация продуктивной групповой и самостоятельной работы, что очень важно. Второе – умение воспитать в ребенке грамотную оценку себя и окружающего мира.

Источник: http://moskva-capital.ru/news_list/synergy-global-...


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.