• +7 (495) 952-09-05

Руководитель федерального проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков: «В больничных условиях образование приходит туда, где лечится ребенок»

Main 1550652331 42126752 10205645499612929 1470141131890098176 n

В конце января 2019 года Лабораторию дошкольника Московского центра качества образования посетила делегация школы Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева – флагманской площадки проекта «УчимЗнаем».

В чем особенности обучения и развития детей, находящихся на длительном лечении в больницах, чем пациентам Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева запомнились Дни самопроверки знаний, а также о совместных проектах с МЦКО в сфере дошкольного образования пресс-службе Московского центра качества образования рассказал руководитель федерального проекта «УчимЗнаем» Сергей Шариков.

Справочно:

Проект «УчимЗнаем» учрежден Национальным медицинским исследовательским центром детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева и московской школой №109 в 2014 году, направлен на получение полноценного образования детьми, находящимся на длительном и тяжелом лечении в больницах. На сегодняшний день он реализуется в крупных детских медицинских стационарах 25-ти субъектов Российской Федерации. Московская модель госпитальной педагогики получила развитие в России и странах ближнего зарубежья.

Особенности обучения

Образование для тяжело больных детей – это средство коммуникации, средство постановки целей и важнейший ресурс для преодоления тяжелой жизненной ситуации.

Обучение у нас в основном индивидуальное, но есть и работа в команде – в мини-группах, в разновозрастных группах. У нас в детских больницах есть специальные школьные сектора, в которые дети могут прийти, но в некоторых случаях обучение происходит непосредственно в палате, в боксах. В больничных условиях образование приходит туда, где лечится ребенок.

Среда больницы – это не та образовательная среда, под которую подстраивается ребенок. Мы должны подстраивать ее под каждого индивидуально. У нас есть типовые подходы, но вместе с тем, каждый ребенок – это отдельная образовательная программа, потому что нет одинакового течения болезни, нет одинакового эмоционального переживания, здесь у каждого своя собственная история, и учитель должен работать очень гибко, в хорошем смысле подстраиваться под каждого ученика при всем арсенале средств, который у него есть: педагогических технологий, - а также средовых, дидактических и технологических решений.

Отличительные характеристики госпитальных школ проекта «УчимЗнаем» – это особый уровень персонализации и индивидуализации, не лишающих ребенка социальной жизни. Очень часто ребенок находится в больничной палате один, он изолирован от общения и взаимодействия со сверстниками. И это нужно учитывать в программах обучения тяжело больных детей.

В основе нашей работы с длительно и тяжело больными детьми – междисциплинарный подход, это союз медицины, психологии и педагогики. Ребенок, который болеет, по большому счету не хочет никого видеть, и нужно не просто прийти и организовать с ним занятия как, например, в обычном детском саду, надо его в этом особом состоянии заинтересовать и увлечь. Это не так просто, как кажется.

Рядом с детьми в больницах каждый день находятся родители. Они тоже пребывают в особом состоянии, переживая за своих детей, осмысливая информацию, которую получают от врачей. И наша задача – вовлечь родителей в образовательный процесс, чтобы они вместе с педагогом выполняли посильные педагогические функции, помогая и себе не думать только о болезни и проблемах.

Все это характеристики, формирующие особую образовательную среду, которую невозможно не учитывать в обучении и развитии тяжело больных детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах.

О Лаборатории дошкольника

Недавно мы познакомились с Лабораторией дошкольника Московского центра качества образования. К сожалению, у нас в стране еще очень много детей дошкольного возраста, которые находятся длительное время в больницах, проходят этот непростой, тяжелый этап своей жизни и своего развития. Лаборатория дошкольника дала возможность нашим педагогам окунуться в те разнообразные образовательные практики, которые уже существуют в дошкольном образовании, «примерить их на себя». Когда наблюдаешь, как сотрудники лаборатории рассказывают о своих творческих подходах, начинаешь думать, как правильнее, как лучше создать такую образовательную среду в условиях, в которых, казалось бы, она не предусмотрена: в детских больницах и стационарах. Создание такой среды для нас очень важно, потому что она дает возможность ребенку отвлечься от тяжелой болезни и заниматься тем, чем он занимался до нее, – развитием. Мы получили большой опыт, это замечательная лаборатория, она поможет педагогам осмыслить как свою образовательную практику, так и взять те лучшие образцы, которые помогут развивать ее дальше.

Ежедневно в наш центр приезжают дети со всей России, и мы видим, как с помощью образования происходит их академическая реабилитация. И поэтому, когда речь идет о дошкольниках, для нас очень важно видеть новые образовательные практики, познакомиться с ними, обсудить с коллегами, и Лаборатория дошкольника Московского центра качества образования является для этого замечательной площадкой.

В Лаборатории дошкольника мне понравилось все. Но есть вещи, которые мы не можем применить в своей среде по многим причинам. Например, нам нельзя приносить в больницы, где дети защищены от инфекций, органические вещества: растения, элементы животного мира.

Мне очень понравилась трансформация среды под потребности и особенности ребенка. Трансформация и мобильность – это то, что позволяет нам на одном пространстве, пусть даже очень небольшом, создавать задачи для развития ребенка. Например, сегодня мы можем развивать экономические навыки, а завтра – навыки цифровой среды. И все это делается из одних и тех же элементов, по-разному скомпонованных и используемых. Конечно, в этом деле не обойтись без фантазии педагогов. Без нее ни один элемент среды сам по себе не заработает.

Мне понравилось, что сотрудники лаборатории не только рассказывают и показывают, но и дают возможность педагогам проявить себя на практике, направляют и помогают. Главная наша цель – это развитие ребенка, несмотря ни на что. И именно эта среда дает ребенку возможность отвлечься от своей боли и переживаний. Мы увидели в Лаборатории дошкольника очень много решений, которые подходят для нас.

Дни самопроверки знаний

До этого у нас уже был позитивный опыт работы с МЦКО. В декабре 2018 года совместно с Московским центром качества образования мы проводили в Центре имени Димы Рогачева Дни самопроверки знаний с помощью сервиса «Мои достижения». В них приняли участие около 300 детей – пациентов центра и Российской детской клинической больницы. Ребята проверяли свои знания по всем школьным предметам. Выпускники в основном выбирали предметы, которые будут у них на итоговой аттестации. И самое главное – когда они видели, что у них получается, появлялось желание делать все больше и больше!

Нашим детям, ученикам школы в детских больницах, всегда кажется, что они отстали от всего мира, что они находятся где-то позади, и от этого испытывают массу страданий, для них это очень серьезный стресс. Возникает ощущение, особенно у подростков, что ты никогда не догонишь своих сверстников, что болезнь, которая вырвала тебя из обычной жизни не на несколько дней, а на месяцы и даже годы, изменила всю твою жизнь. И в этой ситуации очень важно научить наших ребят навыкам самооценки, которая будет независимой, чтобы понять, где ты на этом пути находишься, что тебе удается, а над чем еще нужно поработать. Дни самопроверки знаний стали очень хорошей акцией и для наших детей, и для родителей, и для педагогов.

Мы очень рады, что наши результаты оказались на хорошем уровне. Каждый ребенок мог оставить их себе и самостоятельно с ними работать, также у него была возможность обратиться к педагогу, которому он доверяет и поддержку которого ощущает, для того, чтобы поработать над проблемами и догнать одноклассников (любая болезнь способствует определенному отставанию от сверстников, но программу можно наверстать). Сегодня мы работаем с результатами этой самооценки или ребенок работает с ними самостоятельно. Дети, прошедшие через тяжелый период лечения, очень заинтересованы в этом. Сотрудники центра, которые занимаются совершенствованием сервиса «Мои достижения», приехали к нам, «окунулись в нашу среду», увидели наших детей, интерес в их глазах, с каким желанием дети выполняют задания. Это очень важно, значит, будет следующий шаг к развитию сервиса с учетом интересов наших детей.

По словам участников Дней самопроверки знаний, им понравилось, что работа проводится для себя, а не для оценки, что сервис без всяких комментариев, нареканий и упреков. Дети оценили и сами материалы: их разнообразие, возможность проверять как отдельные темы, так и целый курс знаний. Все участники сказали, что для них эта работа очень важна, ведь они потеряли ориентир. Ребенок, который учится в обычном классе, видит результаты своих сверстников, знает, что у него получается, а что нет. Наши дети, находясь в изоляции, теряют эту возможность. И именно сервис «Мои достижения» помогает им обрести ориентиры в своем образовательном маршруте и двигаться дальше – это основное, что вынесли для себя ребята.

Кроме того, мы уже много лет проводим государственную итоговую аттестацию в условиях медицинского стационара. Сначала это казалось невозможным, но потом оказалось, что это не только возможно, но и нужно детям. Несмотря на то что у наших детей тяжелое заболевание, у них большие планы на жизнь, и это самое главное. Когда у тебя есть планы на жизнь, ты тем самым помогаешь себе двигаться к своим целям, преодолевая болезнь.

Совместные проекты с МЦКО

У нас с «Московским центром качества образования» давнее сотрудничество, мы реализуем большой совместный проект по качеству образования детей, по замеру их личных учебных достижений. Мы работаем с МЦКО по направлению содержания контрольных измерительных материалов для детей, которые находятся на длительном лечении. У нас накоплен колоссальный объем материалов на тему обучения тяжело больных детей, мы обучаем педагогов госпитальных школ России работе с такими детьми и готовы поделиться нашим опытом для подготовки контрольных измерительных материалов с учетом наших особенностей и результатов. Также мы работаем над системами оценивания: как оценивать «бережно», но адекватно, понимая, в каком состоянии находится ребенок, но при этом не завышая оценку, а объективно оценивать тот уровень учебных достижений, который есть на данный момент.

Сейчас появляется дополнительное направление – особенности образовательной среды дошкольников, которые находятся на длительном лечении в медицинском стационаре, в неестественной для образовательной организации среде. Мы готовы помочь МЦКО в конструировании такой среды. Поможем обратить внимание на особенности наших детей и расскажем, как с ними работать. При этом мы готовы перенять и адаптировать к своим условиям опыт по созданию такой среды.

Совместно с МЦКО мы планируем запустить специализированный проект для создания особой среды дошкольного воспитания и развития в условиях, которые отличаются от стандартных. У нас нет детского сада в привычном понимании, есть среда детской больницы, ее можно зонировать – создать зоны развития, обогащения ребенка, которые помогут ему думать о хорошем, развиваться, а значит и преодолевать тяжелую болезнь. Мы готовы стать дополнительной площадкой Лаборатории дошкольника именно в условиях медицинских стационаров и надеемся на эффективное сотрудничество.


От первого лица