• +7 (495) 952-09-05

Депутат Мосгордумы, директор гимназии №1409 Ирина Ильичёва: «Широчайший диапазон возможностей дает объективную картину современной школы»

Main xhb1dts2 400x400s37565s7


Возможности и ресурсы московских школьников


– Прежде всего, хотела бы сказать о преимуществах тех школ, которые объединились в большие комплексы. Появилось огромное количество возможностей, перспектив, как для детей, так и для их родителей. Крупные комплексы предоставили право открывать большое количество профильных классов, развивать сразу несколько направлений деятельности. Этот широчайший диапазон возможностей дает объективную картину современной школы. Можно говорить о том, что весь город практически превратился в одну большую школу. Поясню. Москва стала работать на каждого конкретного ребенка. И я говорю не о старших профильных классах, а обо всех детях, начиная с дошкольного отделения, потому что даже у них уже абсолютно другие возможности: технопарки, аквариум на ВВЦ, экспериментаниум, лекции о профессиях.

Дети сегодня живут совершенно в другом городе, в котором помимо театров, музеев, выставочных залов, создана совершенно иная образовательная среда. Ребята, находясь в таких местах, не просто созерцают прекрасное, они вливаются в процесс, принимают участие в различных экспериментах и фокусах, они растут в этой атмосфере. Ребята выбирают свой профиль не в 10-11 классе, а значительно раньше, пробуют себя в разных профессиях. А если говорить о профильных старших классах, здесь, на мой взгляд, создана абсолютно уникальная система. Прежде всего, есть возможность выбора. Когда выбор сделан, дальше уже строится индивидуальная траектория для каждого отдельного ребенка. Поясню на конкретном примере гимназии № 1409.

Раньше у нас было два основных профиля – гуманитарный и социально-экономический. Три года назад мы открыли физико-математический класс, затем – медицинский. В городе выстроена система работы с этими классами. В нашей школе запущен Курчатовский проект, есть оборудование из физических и химических лабораторий. Наша гимназия находится в Хорошевском районе, а рядом расположена Боткинская больница. Мы заключили с ней договор. Там же, на территории больницы, есть колледж имени Боткина. С ним у нас тоже заключен договор о сотрудничестве. Один день занятий у наших учеников проходит на его территории, занятия проводят специалисты колледжа, а в самой больнице ребята знакомятся с будущей профессией. На базе этого медучреждения открыт учебный центр для повышения квалификации медицинских работников, который признан лучшим в Европе. Он единственный в России, и нашим детям дали доступ в него.

Если говорить о физико-математическом профиле, то мы уже пять лет сотрудничаем с Высшей школой экономики. Их преподаватели ведут элективные курсы в нашей гимназии. Естественно, лаборатории и аудитории Высшей школы экономики для наших детей тоже открыты. Я привела примеры конкретной гимназии, но на самом деле эта система работает по всему городу.

Также в нашей гимназии мы реализуем программы международного бакалавриата, программы международного качества образования. На базе гуманитарного класса нашей гимназии создан журналистский салон, который сотрудничает с журналом «Вестник образования», наши дети уже берут интервью, работают с Госдумой, Мосгордумой. У нас создано школьное телевидение, которое взаимодействует с уникальным интернет-каналом Департамента образования Москвы «Московский образовательный». Как вы видите, все в городе взаимосвязано и такая взаимосвязь приносит свои плоды.

В этом году ученица 10 «А» класса гимназии № 1409 Юлия Прокоплюк награждена премией Президента РФ для поддержки талантливой молодежи. Вторая наша умница – ученица 11 «А» Александра Пигуренко – участница Всероссийского форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Александра признана технологическим лидером команды, успешно защитила проектную работу по гипотензивным препаратам и стала обладателем гранта.

Москва работает на каждого конкретного ребенка, у нас есть возможность создавать индивидуальную траекторию детей, начиная с младшего возраста. Я еще не затронула те возможности, которые есть у москвичей, это – лектории в Пушкинском музее, на базе Третьяковской галереи и так далее. Москвичам действительно посчастливилось это все иметь!


Современная образовательная среда


– Образовательную среду я бы рассматривала в трехмерном пространстве, потому что она сегодня не может существовать отдельно от города. Невозможно сейчас ограничить школу образовательной средой конкретного учреждения. И успешность школы, на мой взгляд, состоит в том, насколько она открыта, насколько смогла связать всех участников образовательного процесса всего города. Чем глубже эти связи, тем больше возможностей.

В Москве каждую субботу проходит великолепный фестиваль межрайонных советов директоров «Наши общие возможности – наши общие результаты». Это еще одна огромная образовательная среда. Когда в нашем районе проходил фестиваль, мы все объединились, все 36 учреждений из шести районов нашего округа, и продемонстрировали городу свои возможности. Все, в том числе и мы сами, увидели, что в каждом образовательном комплексе есть такие огромные потенциальные возможности, которые должны быть открыты. Сегодня главное – не замыкаться в своей образовательной организации, а стать открытыми для всех. Вот это открытое образовательное пространство, мне кажется, и есть самое главное. Причем, открытое как в Москве, так и во всей России. Важно не замыкаться в рамках школы, города, страны, чтобы ребенок получал больше информации и реализовывал свои огромные возможности.


О современных московских школьниках


– На данный момент 633 школы Москвы являются многопрофильными. Врачи, инженеры, экономисты... Дети стремятся найти себя, понять и развить то уникальное, неповторимое, что есть абсолютно в каждом человеке.

Благодаря сотрудничеству с ведущими вузами (МГУ, ВШЭ, им.Баумана, им.Плеханова, МАМИ, МИФИ, им.Губкина, МИСиС), ученики уже на школьном этапе получают необходимые профессиональные навыки и делают упор на конкретную специальность. Это качественный скачок в развитии ранней профориентации и непрерывного повышения квалификации будущих специалистов. Занятия у ребят из медицинского профиля нашей гимназии проводятся непосредственно на базе Медицинского колледжа имени С.П.Боткина. Буквально на днях мне удалось договорится с руководством Боткинской больницы о проведении практических экскурсий для московских школьников в новом симуляционном центре.

Важно, что все рядом. Не нужно ехать в спецшколу в центр Москвы за знаниями. Зачем? Когда это уже есть рядом с домом. Выстраивается единая цепочка образования, от дошкольного до профильного. Некоторые наши мамы смеются, что пора и роддом прикреплять к образовательным комплексам. А если серьезно, сегодня дополнительное образование регулярно получают более 600 тысяч юных москвичей!


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.