• +7 (495) 952-09-05

Директора московских школ – о роли мужчины в системе образования

Main %d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c2

В сфере образования традиционно преобладают женщины: воспитательницы, няни, первые учительницы закладывали основу в наше воспитание и развитие. Действительно ли образование – это "женская сфера"? И какое место в ней занимает сегодня представитель сильного пола? Об этом пресс-службе Московского центра качества образования рассказали директора нескольких столичных Школ.


Директор школы № 2101 «Филевский образовательный центр» Дмитрий Модель:

В древние времена педагогами преимущественно были мужчины (Платон, Сократ, Аристотель, Демокрит). В недалеком прошлом Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Шаталов видели в воспитании и образовании молодого поколения свой гражданский долг и высокое предназначение. Сегодня мы наблюдаем вполне ясную картину: женщины-педагоги преобладают как в школах России, так и Европы. Но тенденция к привлечению все большего числа мужчин в сферу образования является фактом современного мира. Связано это с рядом факторов.

Родители приводят ребенка в школу, по-разному представляя себе его дальнейшую судьбу, жизнь, профессию, положение в обществе. Объединяет нас четкое убеждение: человек, обучаясь в школе, должен обрести качественные знания, найти свое место в жизни, уметь применять полученные знания в жизни и сформироваться как личность. Сложная ответственная работа – образование и воспитание детей.

Конечно, здесь необходим мужчина-педагог. Во-первых, он – носитель разума и логики, и в этом случае принцип партнерства между учеником и учителем удается реализовать более полно. Например, если учитель-мужчина ставит «два», ребята реже обижаются, потому что оценка без эмоциональной окраски. Во-вторых, в «мужской» модели воспитания присутствуют сила, целеустремленность, настойчивость, иногда даже воинственность, что необходимо и мальчикам, и девочкам.

В-третьих, мужчины-педагоги в большинстве случаев не столько исполнители, сколько инициаторы. Активность, способность управлять процессом, карьеризм в лучшем понимании этого слова – истинно мужские качества. В педагогике, как ни в какой другой сфере деятельности, требуются особая настойчивость и упорство, твердость и проницательность, творчество и неутомимость. Такие качества украсят любого человека, а мужчине они просто необходимы.

Так что педагогика – это во многом мужская работа. Кроме того, поведение мужчин в женском коллективе – открыть дверь, пропустить женщину вперед, поддержать – является необходимым примером отношений между мужчинами и женщинами вообще. «Рыцарство», «мужская честь», «мужское слово» – общечеловеческие ценности.

Однако и в «женской» педагогике есть свои особенности и преимущества. Интуиция, эмоциональность, сострадание – вот те качества, которые подчас приводят к несомненному успеху в воспитании детей и подростков. Нельзя забывать и о женской мягкости, гибкости, внимании к деталям, тонкостям…. Ну как можно обойтись без доли иррациональности?

Всегда интересно работать в большом коллективе, состоящем из творческих, думающих, неравнодушных людей. Руководить такой командой увлекательно и ответственно. И здесь уходят вопросы принадлежности к одному или другому полу. Ведь совместное участие в творческом процессе образования (а это именно творчество!) позволяет нам почувствовать себя членами единого коллектива, брать на себя ответственность за свои слова и поступки, предъявлять себя другим как уникальную личность с собственными ориентирами и приоритетами.


Директор гимназии № 1573 Александр Антипов:

В образовании действительно долгое время преобладали женщины. Но в последние годы ситуация меняется. В Школы приходит все больше молодых, успешных и творческих директоров-мужчин, многие из них начинают свой путь с должности учителя. В старшей профильной Школе, в кадетских классах, в системе дополнительного образования с каждым годом появляется все больше педагогов-мужчин. Благодаря новым проектам Департамента образования Москвы по развитию общественно-государственного управления образовательными организациями, к Школам с различными образовательными инициативами подключаются родители, предприниматели, работники творческих профессий, общественные деятели (как правило, мужчины).

Если посмотреть на сайтах статистику, кто является председателями управляющих советов и советов выпускников в Школах, то в большинстве своем это мужчины, добившиеся успехов в профессиональной или общественной деятельности.

Современной Школе нужны, прежде всего, высокопрофессиональные учителя и управленцы, и здесь должна быть здоровая конкуренция без разделения по половому признаку. Как работодатель-мужчина, принимая на работу кандидатов, я отдаю предпочтение более результативному педагогу, вне зависимости мужчина это или женщина. Человеку, готовому взять ответственность за свою деятельность, с позитивным отношением к детям и обществу в целом, умеющему работать в команде, конструктивно и гибко решать возникающие проблемы.

Знаю очень много женщин директоров и учителей, до успеха которых многим коллегам мужчинам еще расти и расти. Тем не менее, работая руководителем более 20 лет, отмечаю такую интересную особенность: в организации, где много учителей-мужчин, более гармоничная атмосфера, присутствует здоровая конкуренция, отсутствуют эмоциональные всплески, преобладает направленность на конструктивизм и результат, больше развиты демократичные формы общения и управления, стремление к экспериментам и предприимчивость. А ведь именно эти качества мы хотим видеть и в наших выпускниках.

Сегодня профессия учителя привлекательна не только высокой зарплатой, но и ростом престижа в глазах общества и молодежи. Она дает возможность сделать успешную профессиональную карьеру и самореализоваться в динамично развивающейся отрасли, внедряющей и активно использующей IT-технологии и современные средства коммуникации.


Директор гимназии № 1619 им. М.Цветаевой Александр Ждан:

Женщин в Школах, безусловно, больше, чем мужчин. В вузах нет такого сильного преобладания. Если в пример привести нашу Гимназию, когда три с половиной года назад я был назначен на должность директора, численность работников-мужчин была маленькой. Я понял, что ситуацию нужно менять! И сами коллеги просили разбавить их женский коллектив.

За эти годы нам удалось нанять немалое количество мужчин на различные позиции. Я считаю, что этот фактор плодотворно и позитивно влияет на атмосферу среди работников и благотворно сказывается на воспитании обучающихся.

В женских коллективах, безусловно, есть своя специфика, это необходимо знать и учитывать в работе, понимая отличия, делать акцент с точки зрения мужской и женской психологии, при общении и при принятии управленческих решений.

Мужчин в системе образования еще мало, поскольку раньше уровень оплаты труда учителей был невысоким, данная профессия считалась не такой престижной, как сейчас и была не очень востребована у выпускников Школ. Особенно у выпускников-мальчиков, поскольку они понимали, что им нужно обеспечивать семью. Набор в педагогические вузы состоял в основном из девочек. В последние годы в Москве ситуация начала постепенно меняться, кардинально улучшилась ситуация со средним размером оплаты труда. Например, в нашей Гимназии средняя зарплата учителей составляет 72 тысячи рублей.

Выпускники последних лет уже знают и понимают, что, отучившись на учителя, можно зарабатывать достойные деньги. И, если у кого-то из ребят есть амбиции стать руководителем или завучем образовательной организации, то такие возможности у них сегодня есть, начав с учителя. Доля директоров-мужчин в Школах больше, чем количество мужчин-учителей. Для мужчины, который понимает, что ему нужно обеспечивать семью, руководящая должность и соответствующая зарплата более предпочтительны.


Директор школы № 2114 Андрей Зинин:

Традиционное представление о том, что в системе образования мужчины являют собой некую «редкую породу», и, как правило, имеют вид потерянный и обреченный, основательно закрепилось в сознании наших граждан и приобрело статус аксиомы.

Когда пятнадцать лет назад я впервые переступил порог Школы, то долго не мог избавиться от ощущения исключительности совершаемого поступка. Почти никто из моих педвузовских однокурсников не поддался соблазну посвятить лучшие годы своей жизни проверке тетрадей и составлению конспектов. Многие честно сознавались в том, что боятся детей, завуча и к тому же не могут ровно писать на меловой доске.

Не стану отрицать, что собирательный образ суровой женщины-завуча с неизменным «пучком» на голове и колючим взглядом щекотал и мои нервы, но решение было принято…

Появление мужчины в Школе в начале «нулевых» оказалось весьма заметным явлением. В привычном тандеме неразговорчивых «физрука» с «трудовиком» учитель русского языка и литературы смотрелся в высшей степени инородно. Но мой первый директор, Нелли Рубеновна, приняла судьбоносное решение о «приращении» популяции педагогов-мужчин вопреки возражениям завуча с «пучком» и колючим взглядом (разумеется, такой там и был). Так все началось.

Шло время, и я подружился с учителями физкультуры и труда. Последний до сих пор работает со мной, но уже в другой Школе. Суровый взгляд завуча постепенно сменился сочувственным, а спустя время – удивленно-уважительным. Жизнь набирала обороты: готовились к итоговым экзаменам мои первые выпускники, которые так и останутся в моей памяти вечными пятиклассниками, робели в преддверии школьной поры мои собственные дети, а конспекты уроков писались все легче…

Школьный мир, изначально казавшийся неподвижно-консервативным, менялся на глазах. На работу в Школу стали устраиваться мужчины, и я все реже слышал фразу: «А русский язык у нас преподает молодой учитель – мужчина!» Меня некоторое время даже расстраивало такое «снижение популярности», но судьба готовила мне новый сюрприз: из молодого словесника я стал молодым директором, вновь ощутив все преимущества и издержки своего возраста. И хотя русский язык и литературу я преподавал по-прежнему, новые обязанности формировали иное, «панорамное» видение учебного процесса…

Теперь, когда я встречаюсь на совещаниях с моими коллегами-директорами, я все чаще обнаруживаю среди них знакомых экс-«молодых учителей-мужчин», чье присутствие в Школе когда-то так поражало коллег, родителей и учеников. А значит, мужчины есть и будут в наших Школах. Помнится, Булат Окуджава пел о дворовом лидере Леньке Королеве: «Потому что, (виноват), но я Москвы не представляю / Без такого, как он, Короля». А я не представляю себе современную Школу без Мужчины.


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.