• +7 (495) 952-09-05

Андрей Лукутин: «Современный московский учитель – это профессионал, который отлично знает свой предмет»

Main 54334

Более девяти тысяч столичных педагогов приняли участие в конкурсе «Учитель года Москвы – 2016», в финал из них вышли 30 человек. Победителем стал Дмитрий Михалин, учитель информатики школы № 345 имени А.С. Пушкина. Именно он будет представлять Москву на всероссийском конкурсе «Учитель года России» в сентябре-октябре 2016 года.

О том, как проходил конкурс «Учитель года Москвы» и чем он запомнился, пресс-службе Московского центра качества образования рассказал заместитель директора Городского методического центра, победитель всероссийского и городского конкурсов «Учитель года» в 2004 году Андрей Лукутин.


– Расскажите об особенностях конкурса в этом году. В чем его отличие от предыдущих, как он проходил?

– В конкурсе «Учитель года Москвы» принимают участие учителя-предметники школ города. В этом году было несколько особенностей. Во-первых, во втором, очном, этапе конкурса «Учитель года Москвы» могли принять участие только те педагоги, которые стали призерами или победителями метапредметной олимпиады «Московский учитель». Всего на начальном этапе участвовали более девяти тысяч человек, во второй этап вышли 111 человек.

Чтобы не отвлекать учителей от их основной работы – проведения уроков и занятий со своими воспитанниками в школах – мы сократили количество очных мероприятий. На втором этапе мы предложили учителям создать трехминутный ролик в проекте «Просто о сложном», где они простыми словами объясняли сложные понятия из их предметной области. Снять ролик можно было на телефон или планшет и прислать нам, чтобы жюри их оценило.

Вторым заданием было конкурсное эссе – это классическое задание любого конкурса «Учитель года Москвы» и «Учитель года России» в этом году. В нем участники размышляли о свободе, творчестве, выборе современного педагога. И было одно очное мероприятие – визитная карточка конкурсанта. На представление давалось не более трех минут, участники отвечали на вопросы: почему и зачем они работают в школе, какие у них есть достижения в их профессии и какими они видят себя в ближайшем будущем.

В финальный этап жюри выбрало 30 человек. В конце февраля финалисты выезжали в «Поведники» (это был первый трехдневный выезд) и в течение трех дней тренеры – бывшие участники, победители и лауреаты конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России» – рассказывали участникам этого года о регламенте, о форматах, о содержании конкурсных испытаний, которые ждут их в финале. Это были практикоориентированные занятия, конкурсанты участвовали в пресс-конференциях, образовательных проектах, мастер-классах и других мероприятиях.

А в конце марта большое жюри во главе с ректором РУДН и председателем высшей аттестационной комиссии Министерства образования России Владимиром Михайловичем Филипповым выехала вместе со всеми финалистами в Поведники, где проходил финал конкурса. Три дня проводились мастер-классы участников. Конкурсанты были разделены на группы, в которых работали над образовательными проектами. И после этого каждая команда представляла и защищала свой образовательный проект.

Следующим конкурсным испытанием был педагогический совет, участники также работали в группах, выступали спикеры. Большое жюри смотрело, каким образом учителя могут высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, как умеют договариваться между собой. Ключевым конкурсным испытанием было импровизационное задание, которое называлось «А напоследок я скажу», где конкурсанты в течение нескольких минут могли сказать членам жюри все то, о чем не рассказали в своих предыдущих выступлениях – на мастер-классах, образовательных проектах, педагогических советах.

По итогам всех мероприятий большое жюри выбрало девять лауреатов конкурса. И в этом тоже особенность этого года. Обычно лауреатов было пять-шесть человек, не больше.

В середине апреля конкурсантам предстояло пройти последнее испытание – «Разговор с министром». Девять лауреатов обсуждали актуальные проблемы московского образования с министром Правительства Москвы Исааком Иосифовичем Калиной. По итогам всех баллов за финальный этап был определен лидер. На селекторном совещании в зале Департамента образования Москвы был назван победитель конкурса «Учитель года Москвы – 2016». Им стал Дмитрий Александрович Михалин, учитель информатики школы № 345 имени А.С. Пушкина.

Победителя объявил председатель жюри, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России Владимир Михайлович Филиппов.

Еще одно новшество конкурса состоит в том, что в этом году мы взяли за основу московских конкурсных испытаний российские, чтобы победитель, которому предстоит участие от Москвы в сентябре-октябре в конкурсе «Учитель года России», понимал, что такое образовательный проект, педагогический совет, мастер-класс, импровизационное задание. Для этого мы взяли и критерии, и сами конкурсные задания российского образца.

– За годы проведения конкурса меняются ли сами участники проекта?

– Да, меняются и в этом тоже особенность нынешнего года, предпосылкой к которой стала метапредметная олимпиада «Московский учитель». Во второй тур конкурса «Учитель года Москвы» вышли педагоги, которые блестяще знают свой предмет. Члены большого жюри обратили внимание: когда участники показывали мастер-классы, то у них не было допущено ни одной предметной ошибки.

От года к году уровень владения предметом, междисциплинарными знаниями, у участников, несомненно, растет. Плюс мы уже практически не обращаем внимание на то, как учитель использует информационные технологии – сегодня это стало уже настолько естественным. Жюри обращало внимание, насколько эффективно и результативно он использует эти технологии. А то, что он их использует в принципе – это само собой разумеется.

Третий момент, который я хочу выделить, – в этом году конкурс «помолодел», среди наших девяти лауреатов было большое количество молодых (по возрасту) людей, у которых опыт работы в школе составляет по 6-8 лет, но это уже хорошие специалисты-предметники. Среди нынешних лауреатов – выпускники МГУ, МГТУ им.Баумана и других вузов. Кроме того, 20% конкурсантов – кандидаты наук и еще треть участников обучаются в аспирантуре. Эти люди работают в школах и не собираются оттуда уходить. На мой взгляд, это очень хорошие показатели и в этом тоже особенность 2016 года.

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть педагог года? Какими качествами должен обладать?

– Он должен обладать качествами современного московского учителя. Это должен быть профессионал высочайшего уровня, который отлично знает свой предмет. Человек, который может увлечь своим предметом, а не заставить вызубрить, чтобы ученики влюбились в его предмет. Даже если они не станут великими математиками или химиками, они поймут, что им это интересно.

Хороший учитель – это человек, который умеет вести вместе с собой ребят. Человек, который умеет услышать ребенка, услышать родителя, умеет работать в открытом информационном пространстве, когда все на виду: результаты работы, зарплаты педагогов, общение с родителями учеников. Это человек, который умеет заглядывать в будущее, чтобы учить детей тому, что им пригодится не здесь и сейчас, а в будущем. Это очень сложная задача.

Если говорить, не о профессиональных, а о личных качествах, то хороший педагог – это друг ребенка и друг родителя, это человек, который умеет работать в большом педагогическом коллективе, который понимает свою ответственность за результаты детей (не только по своему предмету). И, конечно, это человек, владеющий всевозможными информационными технологиями, потому что без этого он не будет интересен современным детям. Он понимает, в каком обществе и в какой системе он работает и должен этим интересоваться. Также он должен придерживаться принципа, который важен как для врачей, так и для учителей – «Не навреди».

Судя по победителям прошлых лет, мы видим, что это супер учителя, у которых учатся не только дети, но и сами педагоги, то есть это уже лидеры образования. Им необходимо обладать всеми этими качествами, как личными, так и профессиональными.

– Планируется ли что-то изменить в проведении конкурса в будущем, учитывая опыт 2016 года и прошлых лет?

– Серьезные изменения в ближайшее время не планируются. Мы точно не будем исключать вхождение в конкурс через метапредметную олимпиаду «Московский учитель», это пропуск к тем испытаниям, которые ждут конкурсантов во втором и третьем турах. Во второй этап мы тоже не будем вносить серьезных изменений. Может быть, мы более детально проработаем критерии некоторых испытаний, чтобы участники работали в еще более открытом пространстве. Мы посмотрим по конкурсу «Учитель года России», какие будут изменения в нем и, может быть, что-то привнесем и в свой городской этап, заменим какие-то наши испытания в следующем году.

Еще хочу обратить внимание на подготовку финалистов. Мы увидели, что в не заготовленных конкурсных заданиях как «Образовательный проект» и «Педагогический совет», не все участники до конца разбираются, поэтому подготовка будет более серьезной и несколько иначе организована. Мы обязательно учтем опыт российского конкурса, но серьезных изменений мы не предполагаем.


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.