• +7 (495) 952-09-05

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия города Москвы: обеспечение права ребенка на получение качественного образования

Main dsc0791833333

«Мы обязаны дать возможность каждому ребенку,
независимо от его потребностей и других обстоятельств,
полностью реализовать свой потенциал, приносить
пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкетт


Получение «особым» ребенком – ребенком с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью – качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий его успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В соответствии с действующим законодательством специальные условия для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями определяются в Москве центральной психолого-медико-педагогической комиссией города Москвы (ЦПМПК г. Москвы).


Специальные условия обучения и воспитания включают:

  • образовательные программы (адаптированные основные общеобразовательные программы для детей: глухих, слабослышащих, позднооглохших; слепых, слабовидящих; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами) и специальные методы обучения и воспитания;
  • учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
  • обеспечение доступа в здания организаций.


Когда ребенку необходимо проходить психолого-педагогическое обследование в ЦПМПК г. Москвы :

  • первичное обращение - ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом и нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания в образовательной организации (родитель(законный представитель) обращается самостоятельно или ему рекомендует медицинский работник, специалист образовательной организации);
  • повторное обращение - подтверждении ранее рекомендованного комиссией образовательного маршрута при переходе обучающегося с уровня на уровень образования: с дошкольного на начальный общий, с начального общего на основной и т.д.; изменение или уточнение ранее данных комиссией рекомендаций (по рекомендации психолого-педагогического консилиума образовательной организации или срок повторного обращения указывается в Заключении ЦПМПК г.Москвы);
  • при необходимости специальных условий ГИА;
  • начало обучения в 1 классе после достижения ребенком 8 лет на 1 сентября текущего учебного года;
  • при оформлении индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.


Что для этого необходимо?

  • получить «Медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья» в медицинском учреждении, подведомственном Департаменту здравоохранения города Москвы. Заключение подкомиссии врачебной комиссии является основанием для проведения психолого-педагогической диагностики ребенка в ЦПМПК г. Москвы с целью определения образовательного маршрута и специальных условий обучения и воспитания;
  • записаться на комиссию, в момент прохождения психолого-педагогического обследования предоставить заключение подкомиссии врачебной комиссии в ЦПМПК г. Москвы.

Специалисты комиссии принимают участие в работе психолого-педагогического консилиума образовательных организации. Такая совместная работа специалистов комиссии и консилиума обеспечивает непрерывное динамическое наблюдение за ребенком от дошкольного уровня до окончания обучения в образовательной организации; дает возможность видеть динамику достижений ребенка, корректировать его образовательный маршрут.

Для родителей (законных представителей) обучающихся заключение комиссии носит рекомендательный характер. При этом заключение, предоставленное родителями (законными представителями) в образовательную организацию, является обязательным для создания специальных условий обучения и воспитания.

Если ребенок испытывает трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; нуждается в коррекционно-развивающих занятиях с педагогом-психологом, логопедических занятиях с учителем-логопедом, то основанием для оказания ему психолого-педагогической помощи является заключение психолого-педагогического консилиума образовательной организации.


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.