• +7 (495) 952-09-05

Эксперт Роман Дощинский – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения»

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903b

В конце сентября Московский центр качества образования представил новую современную систему – первый онлайн-сервис по самоподготовке «Мои достижения». В течение месяца шла апробация городской новинки. С 1 ноября доступ к сервису получили все московские школы.

Об особенностях работы системы и о ее значении для каждого ученика и всей системы образования в целом в интервью пресс-службе Московского центра качества образования рассказал кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы Роман Дощинский.


– Поделитесь своими впечатлениями о работе с онлайн-сервисом «Мои достижения», как эксперт и как разработчик. Что вам особенно запомнилось, понравилось в работе с системой?

Больше всего меня вдохновила определенная свобода созданной системы. Ученик в ней рассматривается не как исполнитель чей-то воли, а как самостоятельный субъект, способный работать автономно, в собственном режиме, с множественными вариантами действий. Хочу – набираю текст с помощью клавиатуры, хочу – пользуюсь стилусом, хочу – проговариваю ответ в микрофон. Арсенал используемых средств поражает воображение и, конечно, не может не радовать. Если современному ребенку цифровой эры удобно и комфортно использовать планшет в процессе обучения, то давайте сделаем все возможное для того, чтобы планшет стал привычным инструментом в образовании.

– Как эксперты будут оценивать ответы участников? В чем особенности работы экспертов?

Работа экспертов возможна в двух ипостасях. С одной стороны, в некоторых случаях целесообразно привлечение экспертов, которые в режиме онлайн будут осуществлять проверку, оценивать устные высказывания обучающихся, проверять письменные тексты. С другой стороны, эксперты могут проверять отсроченно. То есть школьник завершает работу, она автоматически отправляется на проверку, машина назначает через случайную выборку введенного в базу данных эксперта, далее эксперту дается тот или иной срок для выставления оценки. В любом случае экспертная деятельность предполагается в удаленном режиме. Эксперту не надо тратить время для того, чтобы приезжать в специальное учреждение, ждать, пока будет подготовлен пакет для проверки. У него есть логин и пароль для входа в систему, есть лимит времени для проверки. Безусловно, экспертное сообщество надо готовить к подобного рода деятельности. Это должны быть лучшие учителя столичного региона, которые пройдут специальное обучение, прежде чем станут настоящими экспертами-профессионалами.

– Как будет проводиться онлайн-консультация? В чем ее особенность и преимущество?

Онлайн-консультации – важнейшая составляющая апробируемой системы, если можно сказать, ее ноу-хау. Мы давно ведем разговор о том, что контроль не должен быть самоцелью, контроль ради контроля. Знак сегодняшнего времени в мировом и российском образовании – это формирующее оценивание, оценивание с целью осознания ошибок, выстраивания дальнейшего образовательного маршрута. Именно поэтому онлайн-консультациям уделяется такое большое внимание. С их помощью ученик осознает тип допущенной ошибки, начинает понимать ее причину, намечает для себя те упражнения и задачи, которые необходимо ему выполнить для преодоления подобной ошибки. Онлайн-консультирование может проводить как непосредственно эксперт, который проверял данную работу, так и другой эксперт. Мне представляется даже полезнее второй вариант. Этим достигается большая объективность результатов. Более того, эксперт в процессе консультирования приобретает важнейшие профессиональные качества.

– После презентации директора нескольких московских школ, изъявившие желание протестировать работу сервиса, получили логины и пароли для входа в систему. Как сейчас работает система? Вам приходилось уже проверять первые работы как эксперт? Насколько это технически удобно? Приходилось ли проводить онлайн-консультации? Расскажите подробнее.

Первые работы уже проверены экспертами. Поначалу все казалось необычным, странным. Прежде всего с технологической точки зрения. Надо работать с кнопками, мышкой и одновременно осуществлять проверку. Но буквально пара часов – и ты чувствуешь, что по ту сторону экрана личность ученика, индивидуальная и неповторимая, начинаешь ее по-своему видеть и анализировать. Особенно ценными заданиями стали задания на говорение. Таким образом, московская школа вновь оказывается на переднем крае развития системы образования. Мы знаем, что в скором времени устная часть появится в государственной итоговой аттестации. А тут уникальная возможность попробовать свои силы, шанс потренироваться и даже по результатам выслушать мнение экспертов, задать им вопросы и получить ориентиры.

– Что, на Ваш взгляд, в системе требует доработки, отладки? Как вообще, на Ваш взгляд, будет развиваться сервис «Мои достижения» и какие у него перспективы? Чем он может быть полезен для школьников, учителей, родителей сейчас и в будущем?

Будущее, без сомнения, за прорывными интернет-технологиями. Образование не может находиться в стороне от этих процессов. С каждым годом растет самостоятельность наших обучающихся. Мы стали больше доверять им. Они в состоянии сами работать с обозначенными учителем информационными ресурсами. А почему в таком случае они не в состоянии сами себя проверять? Значительно снижается нагрузка на учителя, возрастает роль школьника именно как полноценного субъекта образовательного процесса. Есть возможность родителям в любой момент проконтролировать своих чад на предмет знаний для соответствующего класса. Океан возможностей… Задача заключается лишь в том, чтобы контрольные измерительные материалы были действительно высокого уровня качества, носили комплексный характер и могли быть надежными средствами для получения объективной, независимой информации об уровне подготовленности наших ребят.


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.