• +7 (495) 952-09-05

"Вечерняя Москва": Геометрия образования. Школы нацелены готовить учеников к освоению будущей профессии

Main 1482395864 doc6svj0olycu8fwubcjk5 800 480

21 декабря министр столичного правительства, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина проанонсировал новый проект, который стартует в московских школах в следующем учебном году. Называется проект «Академические классы» и направлен на получение детьми научных знаний. Как в целом сегодня выстроена система обучения подрастающего поколения, глава ведомства и директора общеобразовательных комплексов города обсудили в редакции «Вечерней Москвы».


В пресс-центре редакции газеты «Вечерняя Москва» состоялась встреча членов редколлегии и дирекции издания с руководителем Департамента образования города Москвы Исааком Калиной и директорами московских школ.

Как изменилась система столичного образования в последние годы, почему школы Москвы занимают лидирующие позиции в престижных рейтингах, какими чертами должен обладать идеальный директор и можно ли сравнивать советскую систему образования с сегодняшней?

На эти и другие вопросы вместе с главой ведомства ответили директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин, директор школы № 1253 Наталья Акулова, директор школы № 417 Татьяна Данилина, директор школы № 1282 Василий Долматов и руководитель пресс-службы Департамента образования Мария Ермакова. «ВМ» публикует несокращенную версию беседы.

РАБОТАЕМ ПОЛНОСТЬЮ «ЗА СТЕКЛОМ»

В основе всего лежит образование – это краеугольный камень создания гражданского общества и общества в целом. Департамент сосредоточен на новшествах. Корреспонденты газеты, по словам главного редактора «Вечерней Москвы» Александра Куприянова, наблюдают за всеми изменениями, которые происходят в образовании. К тому же следить за работой департамента, по словам Исаака Калины, сегодня очень легко.

Практически 100 процентов работы департамента сегодня осуществляется в абсолютно открытом режиме, – сказал Исаак Иосифович. – То есть можно или на сайте посмотреть, если это что-то текстовое, или во время селекторов, которые идут жестко по циклограммам, абсолютно рассчитанные. Все видят, все могут смотреть. Более того, у нас уже несколько лет абсолютно уникальная, как мне объяснили мои коллеги, ситуация: даже аттестация директоров и кандидатов в директора идет в открытом режиме с трансляцией в интернете.

Поэтому я уверен, что мои коллеги уже приучены к тому, что мир прозрачен, мир стеклянный. Я вспоминаю: лет 20 назад, не помню на каком телеканале, была передача, которая нас всех шокировала тогда, называлась «За стеклом ». А оказывается, просто кто-то очень дальновидный объяснил, какой будет наша жизнь. Вот теперь мы работаем полностью «за стеклом».

Поэтому за нами следить очень легко. Что касается мира реального: вы зря его делите с миром гаджетов. Сегодня 90 процентов рабочих мест – не знаю, хорошо это или плохо – это жизнь рассудит, связаны с виртуальным миром, с гаджетами.

Правда, по мнению главного редактора «Вечерней Москвы» Александра Куприянова, важно не потерять ощущения самой реальности, чтобы оставалась возможность сделать что-то своими руками. Хотя прогресс, безусловно, ушел далеко – сегодня уже изобретен компьютер, который способен воспроизводить запахи. Да и шелест страниц, по заверению Исаака Калины, умные машины уже могут воспроизводить.

– Лет 30 назад, когда я был учителем, выражаясь обыденным языком, гонял своих учеников от автоматов. Помню, тогда 15-20 копеек в них надо было бросить, чтобы джойстиком подвигать. Я им говорил: «Вы что делаете? Зря время тратите! Идите и учите математику, физику!» А сейчас, когда попадаю в реальную жизнь, то вижу людей, работающих на экскаваторах, бульдозерах, сварочных аппаратах. Более того – на медицинском аппарате «Да Винчи» тоже работают джойстиками.

Теперь думаю: вот откуда эти 12-летние мальчишки знали, что их будущая профессиональная деятельность будет связана с этими уникальными движениями джойстиками? Поэтому я очень уважительно отношусь к тому, что выбирают наши дети. У меня есть такое ощущение, что у них есть седьмое – десятое чувство, которое у нас, взрослых, уже атрофировалось, – чувство будущего.

Я все время говорю: «Давайте посмотрим, во что играют наши дети!» Потому что мир их сегодняшних игр, скорее всего, станет потом реальным. Поэтому нам всем хочется, и мне в первую очередь, чтобы наши дети, внуки хорошо знали, понимали и уважали наш мир, нашу жизнь. Но, думаю, если встречно мы не будем так же сверхуважительно относиться к тому миру, в котором им нравится жить, то вряд ли они будут с интересом относиться к нашему миру. Думаю, тут никаких противоречий нет.

Но уверен, что, если мы хотим, чтобы наши дети, внуки, правнуки понимали ту жизнь, которую мы прожили, нам нужен огромный встречный интерес, причем уважительный. Нам нужно жить своей взрослой, реальной жизнью и при этом внимательно следить за тем, во что играют наши дети. И я уже более 30 лет пытаюсь исправить ту ошибку, когда я гонял их от тех автоматов.

ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ СОЗДАНЫ РАВНЫЕ УСЛОВИЯ

Московские школы признаны одними из лучших в мире по итогам национального исследования PISA. Факторов, которые принесли столь весомый результат, немало. Основными из них директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин назвал свободу и ответственность каждой столичной школы. Он напомнил, что в этом году в исследовании PISA принимали участие 72 страны мира. Проходило оно одновременно и в Москве.

– При этом было принято решение, что участвуют не отдельные школы, а все образовательные учреждения, в которых учатся 15-летние подростки, – рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин. – Поэтому все 609 наших образовательных организаций – а это более 42 тысяч детей, присоединились к исследованию. Результаты всех организаций были признаны достоверными международными экспертами.

Сейчас, когда мы можем сравнить результаты по математической и читательской грамотности, столичные школы вошли в шестерку самых сильных образовательных систем мира. Это говорит о том, что Москва показывает качество образования, сравнимое с лучшими мировыми стандартами. В столице мы полноценно реализуем федеральный стандарт. Также созданы условия для всестороннего развития школьников.

При этом доступно образование сегодня для детей из малообеспеченных и социально незащищенных семей и тех, кто входит в группу риска.

– То есть столичные школы умеют работать с разными детьми, разным контингентом, они умеют добиваться высоких, качественных показателей, – отметил Кузьмин.

С такой позицией солидарна директор школы № 1253 Наталья Акулова. Она сделала акцент на то, что в каждой московской школе созданы равные условия для получения навыков и знаний.

– И это не зависит от района, где располагается общеобразовательное учреждение, – уточнила Акулова. – Запущены суперпроекты, которые позволяют детям получать предпрофессиональное образование. Это инженерный, академический, кадетский классы. Это не просто названия, а настоящие бренды с серьезным содержанием.

Только в этом году более 60 столичных школ были оснащены уникальным оборудованием. К примеру, у школьников есть возможность освоить азы профессии врача – для этого в одном из классов установлены специальные медицинские манипуляторы. В целом за последние годы запущено множество проектов, которые позволяют детям проявить себя, изучить город.

Поддержала позицию коллег и директор школы № 417 Татьяна Данилина. Она отметила , что у учеников сегодня появилась мотивация учиться лучше. К примеру, участие в российских и международных олимпиадах дает возможность поступить ребенку в вуз, получить дополнительные баллы. А кроме того, это еще и престижно. Ведь участие в олимпиадах – это защита чести своей школы, страны.

Свое мнение по этой теме высказал руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина:

– Наверное, все важно, о чем говорили коллеги. Но мне кажется гораздо более важным то, что за последние годы директора московских школ перестали искать себе оправдания низких результатов своих учеников. Помню, шесть лет назад было почти две тысячи школ, процентов 90 из них, как только выходил слабый результат, находили тысячу и одну причину: «Финансирование у нас маленькое, другое, контингент у нас не тот, статус не тот…» Заканчивалось тем, что у каждого была сама себе выписанная индульгенция.

И это передавалось учителям, ученикам. И наступал грех уныния. «Мы такие, какие есть, и ничего другого нам не надо». Видимо, сработали все факторы, но сегодня я уже не слышу таких слов от директоров. Они поняли, что индульгенция «сгорела», и что надо быть не хуже других. И доказательством этому является еще один фактор.

У нас, на удивление для многих стран, очень плотные результаты школ. Обычно выборка дается так: 10 школ – хорошо, 20 школ – никак, кто-то в середине. А у нас школы, которые показали результаты где-то на уровне 300-й, почти вплотную приближаются к лидерам города. И даже те, кто находятся в пятой сотне, недалеко отстали от лидеров.

Тот факт, что директора, а через них и коллективы, перестали искать оправдания плохим результатам и начали искать способы добиться хороших, – очень важный фактор. Может быть, он даже важнее всех остальных.

ОТНОСИТЬСЯ С УВАЖЕНИЕМ

Можно ли сравнить советскую систему образования и нынешнюю? Такой вопрос задал генеральный директор газеты «Вечерняя Москва» Георгий Рудницкий.

– Я больше всех обязан помнить советскую школу, – сказал Исаак Калина. – Я и ученик, и учитель тех времен. Как ученик я искренне ей благодарен за то, что она была. Но при этом из моей возрастной когорты окончили среднюю школу 51-52 процента.

И знания тех, кто не попал в 10-й класс, никто никак не проверял. Если мы сегодня посмотрим на качество образования 50 процентов нынешних старшеклассников, то я уверен, что оно будет не хуже, чем было у нашего поколения. А у второй половины, которая учится сегодня, сдает контрольные, ЕГЭ, раньше не было этого испытания. Теперь о вузах. Из моего поколения поступили 17,5 процента.

А сегодня не попасть в вуз сложнее, чем попасть. Думаю, что такое сравнение нынешней и советской систем образования просто несопоставимо. Это разные системы координат. Та школа учила тех, кто хотел учиться, а сегодняшняя школа учит всех. И это уникальное явление. Думаю, что учителя старшего поколения должны с уважением относиться к педагогам сегодняшнего дня. Потому что вторые умеют то, чего, к сожалению, не умел я, что не умели мои учителя.

Прежде чем критиковать нынешних учителей, нужно понять, что это совсем иная школа, даже по составу. Она учит всех и каждого, и полезные работники получаются не только из школьных отличников. Разные системы координат, точки отсчета, я бы их не сравнивал.

НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЦА

Грамотно управлять школой – тоже целое искусство. Формально, чтобы занять кресло директора, достаточно пройти аттестацию. Что еще нужно знать и уметь хорошему директору, рассказал Исаак Калина.

– Чтобы стать хорошим руководителем, нужно уметь читать и считать. Это качества любого управленца. Что значит «уметь читать»? Это значит понимать текст, выбирать из него ключевые моменты, пользоваться ими. А «считать» – потому что руководитель и обязан создавать результативную, эффективную организацию.

А ее невозможно создать, если ты не измеряешь, не считаешь, не прогнозируешь. Думаю, что директор школы – такой же руководитель, как и любой другой. Мне повезло, я стал директором школы, когда существовало действо под названием «партхозактив». Это было изумительное мероприятие, на котором я, будучи директором школы, сидел рядом с директором огромного завода, с командующим армией и другими людьми. И вот там мы все были равны. Мы учились друг у друга, невзирая на то что работали в разных отраслях.

Думаю, что сегодня этого, наверное, не хватает. Но мы стараемся, чтобы с нашими директорами встречались люди из самых разных областей и направлений. То есть, когда я сказал, что директору нужно уметь считать и читать, я имел в виду очень высокий уровень развития.

Нужно ли иметь педагогическое образование? Формально оно сейчас не является обязательным для того, чтобы занять место директора. Но практика показывает, что наличие педагогического образования, когда есть личный опыт работы в качестве учителя, заместителя директора, помогает.

Но бывало и такое, что и без этого люди становились директорами. Причем неплохими. Но, как правило, они все равно тут же поступали в вузы на заочное отделение и получали соответствующее образование. Ведь очень плохо, если ты не понимаешь, что должен делать твой подчиненный. Есть отрасль – гостиничное хозяйство. И руководитель отеля, как правило, сам занимал разные должности – убирал номера, был за стойкой в ресторане. Считается, что лучший менеджер отеля тот, кто умеет все делать. И я думаю, что директор по крайней мере провести школьный урок обязан уметь.

РЕЙТИНГ ПОМОГАЕТ ПОВЫШАТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Каждый год в столице составляется рейтинг лучших московских школ. Такая система отражает усилия общеобразовательных учреждений, которые направлены на благо детей. Такую позицию выразила директор школы № 1253 Наталья Акулова.

– Рейтинг учитывает персональную работу с каждым ребенком, – сказала она. – Важно, что во главе сферы образования сегодня становятся не цифры, а интересы детей.

Кроме того, добиться высокой позиции в рейтинге школ благодаря усилиям только одного человека невозможно.

– Это работа всего коллектива, – пояснила директор школы № 417 Татьяна Данилина. – И мы постоянно работаем над проблемными точками.

Рейтинг, по мнению директора школы № 1282 Василия Долматова, – полезная вещь в управленческом отношении. Школы начинают работать, доказывать свою эффективность.

– У нас нет и, надеюсь, никогда не будет рейтинга худших или лучших школ, – сказал руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина. – У каждого ученика лучшая школа та, в которой он учится. У нас рейтинг вклада школ в обеспечение в городе массового качественного образования школьников. И этот показатель просчитывается очень легко. Рейтинг – это не только ЕГЭ, контрольные. Это многофакторный анализ. Рейтинг – это стимул для школы работать с каждым учеником.

Чем сложнее педагогическая задача, тем больше требуется усилий, тем ценнее успех и тем выше рейтинговый балл. Каждый ученик может повысить рейтинговый балл школы, и ни один ребенок не может его снизить. Это идеология московского рейтинга.

Это вклад школ в массовое, качественное школьное образование. Приведу пример. Все результаты ребенка-инвалида утраиваются. Сейчас прошел конкурс «Абилимпикс», на котором ученики школ руками делали многое. Они принесли высокие баллы. Это вклад школы в качественное образование, которое эти дети имеют право получать.

ЗАДАЧИ И ИЗМЕНЕНИЯ

Говоря о задачах на будущее, Исаак Калина подчеркнул:

– Все задачи поставлены в Федеральном законе об образовании. Это такой горизонт, к которому можно только приблизиться. Мы не задачи ставим. Мы помогаем прокладывать маршрут к тем задачам, которые прописаны в Законе об образовании. Департамент образования Москвы скорее выполняет роль лоцмана. А задачи в Законе об образовании великолепно обозначены.

Что же касается изменений, которые пережили столичные школы за последнее время, то, по мнению главы Департамента образования, о них нужно говорить, но в правильном ключе.

– Не считаю, что произошли какие-либо принципиальные изменения. Как работали, так и работаем, только лучше, – сказал Исаак Калина. – Школы объединялись еще в 1990-е годы в Москве. Потом этот процесс остановился, потому что помешали финансисты. Когда только сказали, что сумма финансирования зависит не от числа директоров, а от числа учеников, тогда ситуацию изменилась. Долго в это не верили.

Сейчас у меня нет финансового управления. Почему? Есть формула, по которой любой второклассник может рассчитать бюджет своей школы.

И мы добавить, как и отнять, ничего не можем. Я нашел главное изменение – теперь ничего в жизни школ не зависит от департамента. Финансирование, место в рейтинге – все по формулам. Аттестация директора, его зарплата – строго по формуле. Поэтому было 439 чиновников, сейчас осталось 106. Это главное изменение – школы стали независимыми от департамента. Это называется «стали взрослыми». Школы знают правила работы. А наша работа одна – не давать нарушать эти правила. И мы с этим стараемся справляться.

Татьяна Данилина, директор школы № 417:

– Что изменилось внутри школы – стал иным учитель, теперь он ориентирован на свой конкретный результат.

От качества образования в том числе зависит его благосостояние. Учитель идет в ногу со временем, все мы учимся. Сегодня поменялся стиль, отношение к процессу образования. Педагог видит в учениках равных участников образовательного процесса. У самого учителя есть познавательные интересы в предметах – он может участвовать в профессиональных конкурсах мастерства, получая за это дополнительные бонусы.

Открытость системы образования, школы для детей и родителей для всего социума, города. Все прозрачно, доступно, понятно и за каждую цифру можно спросить. Каждый ребенок может принять участие в любом мероприятии, в том числе с помощью гаджетов. И в этом также заключается важное изменение.

Василий Долматов, директор школы № 1282:

– Самостоятельность, ответственность, нацеленность на результат – ключевые моменты в изменениях в работе школ. Они порождают конкурентную среду, и школы понимают, что нужно работать.


Екатерина Петрова, "Вечерняя Москва"


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.