• +7 (495) 952-09-05

Участники круглого стола Рособрнадзора обсудили стратегические подходы к развитию оценки качества образования в России и в мире

Main 1492419455 l1059244 1

Стратегические задачи в развитии российской и мировой системы оценки качества образования обсудили эксперты, собравшиеся на круглом столе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Создание единой системы оценки качества образования», который прошел в пятницу в рамках Московского международного салона образования (ММСО).


Открывая круглый стол, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о Единой системе оценки качества образования в России (ЕСОКО) и задачах, которые ставит перед системой образования анализ данных, полученных с помощью ЕСОКО.

«Очень важно, чтобы результаты исследований и оценочных процедур в образовании использовались для развития качества образования, а не служили неким элементом административного воздействия. Мы разработали такую модель - сейчас она обсуждается с Минобрнауки России - как использовать результаты оценочных процедур в системе повышения квалификации педагогов. Оценочные процедуры должны выявлять те проблемы, которые есть, и дальше с ними нужно работать, а не просто выстроить рейтинг школ, учителей и непонятно, что дальше с этим делать», - сказал Сергей Кравцов.

В качестве успешного примера работы с результатами оценочных процедур глава Рособрнадзора привел проект «Я сдам ЕГЭ», который помог за год почти в 3 раза сократить число выпускников из регионов СКФО, которым не удалось преодолеть минимальные пороги баллов для получения аттестата на ЕГЭ по русскому языку и математике.

Еще один проект по повышению качества образования на основе использования результатов оценочных процедур был запущен по итогам анализа результатов ЕГЭ 2016 года. В каждом регионе России было отобрано два-три муниципалитета с низкими результатами, сейчас ними целенаправленно работают региональные институты повышения квалификации педагогов.

Сергей Кравцов особо отметил важность участия России в международных сопоставительных исследованиях качества образования и анализа факторов, которые помогли добиться успеха странам, занимающим, по данным этих исследований, лидирующие позиции в образовании.

«Участие в международных исследованиях - не самоцель. Важно понимание ситуации, какие есть проблемные вопросы в образовании в мире, над чем нужно работать. Нам важно участвовать в этих исследованиях, анализировать их результаты и изучать опыт лучших стран, которые показали максимальные результаты, таких как Сингапур, Южная Корея, Япония», - отметил Сергей Кравцов.

По его словам, анализ систем школьного образования в этих странах показал, что все они имеют схожие факторы успеха: наличие единого базисного минимума содержания образования, объективное независимое оценивание знаний школьников по всем предметам и классам, качественные учебники, объективные процедуры аттестации учителей и назначения директоров школ. «Внедрение этих условий не требует каких-то больших средств. Это те требования, которые мы в своей системе образования можем реализовать, и постепенно мы это делаем. Мы должны идти в сторону объективности и честности всех процедур», - заявил глава Рособрнадзора.

Директор Департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер представил в своем выступлении новые подходы к оценке качества образования, на примере международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment).

Он подчеркнул, что PISA оценивает не столько усвоенные учащимися знания, сколько умение творчески решать задачи и проблемы. «Один из наиболее сложных элементов – исследование не только уровня знаний, но и навыков, а также ценностей, которые привносятся с помощью системы образования», - отметил Андреас Шляйхер.

Глава образовательного департамента ОЭСР напомнил, что в рамках PISA 2015 года особый акцент был сделан на изучении социальных навыков школьников - их умения работать в группе, решать поставленные задачи коллективно. В исследовании 2018 года будут изучаться глобальные компетенции – умение оценивать и анализировать происходящее вокруг и использовать эти данные при принятии решений. В рамках исследования 2021 года акцент будет сделан на изучении креативных навыков.

«Важно также, чтобы учащиеся сами умели искать пути решения задач, без помощи учителя. Это – будущая задача оценочной системы», - добавил Андреас Шляйхер.


Источник: Рособрнадзор


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.