• +7 (495) 952-09-05

"Учительская газета": Проверка на прочность

Main 1494946230 fdsdg uchitelskaya gazetas

С 1 сентября 2015 года для учеников 10-11-х классов московских школ реализуются два значимых проекта - «Инженерный класс в московской школе» и «Медицинский класс в московской школе». В этом году на базе профильных московских вузов участникам проектов впервые предстоит сдать предпрофессиональный экзамен. И если ученики медицинских классов завершили сдачу экзамена в конце апреля, то будущим инженерам предстоит его практическая часть.


- В процессе обучения в инженерных и медицинских классах учащиеся получали новые знания и основы своей будущей профессии, - рассказали в Московском центре качества образования. - Спустя 2 года работы необходимо проконтролировать, каких результатов они добились, поэтому прежде всего цель этого экзамена - проверить те навыки и компетенции, которые приобрели учащиеся за это время.

Предпрофессиональный экзамен - это итоговая аттестация с участием представителей ведущих высших учебных заведений Москвы. В целом он состоит из теоретической и практической части. Первая представляет собой компьютерное тестирование, с помощью которого оцениваются межпредметные и метапредметные результаты обучения и знание основ будущей профессии. Сдача практической части проходит по трем основным направлениям: защита долгосрочных проектов, разработка мини-проектов с последующей защитой, а также решение разноплановых ситуационных задач по четырем основным профилям - инженерно-конструкторскому, инженерно-технологическому, информационному и исследовательскому. Форму сдачи практической части выбирает сам выпускник. Такой способ проверки знаний позволяет определить, как учащиеся усвоили уроки не только в теории, но и на практике.

Для учащихся медицинских классов экзамен уже завершен - с 21 по 23 апреля проходила сдача его теоретической части, а практическую они сдавали 24-28 апреля на базе Первого Медицинского университета имени И.М.Сеченова. Будущим инженерам еще предстоит сдать практическую часть экзамена. Она продлится до 25 мая и пройдет на базе 13 ведущих профильных вузов столицы, в числе которых, например, МИСиС, МИФИ, МАДИ и МГТУ имени Н.Э.Баумана. Даты проведения заключительной части экзамена определяет сам вуз. Например, в Бауманском университете она длилась с 12 по 14 мая. По предварительной статистике, в МГТУ на сдачу экзамена пришли около 650 школьников из 43 столичных школ, в которых были созданы инженерные классы. Часть из них уже не первый год сотрудничает с университетом.

- В целом около 100 школ являются нашими партнерами. Из них примерно 70 процентов имеют как минимум один инженерный класс, однако их может быть и больше. Поэтому, если учитывать еще и 10-е классы, можно сказать, что мы курируем больше 100 инженерных классов, - рассказал доцент кафедры «Ракетные двигатели» и директор Центра довузовской подготовки МГТУ имени Н.Э.Баумана Алексей Сергеев.

На базе МГТУ сдача практической части предпрофессионального экзамена проходила по двум направлениям, одним из которых стала защита долгосрочных проектов. В течение года учащиеся исследовали ту или иную научную, техническую или инженерную проблему и на защите представили экспертной комиссии выводы и результаты проделанной работы. Защита была разбита на несколько потоков, ведь, чтобы выслушать каждого, требуется немало времени и внимания экспертной комиссии, в которую вошли сотрудники университета. Оценка выполненных работ проходила по определенным критериям: актуальность задачи, степень ее проработки, самостоятельности и личный вклад в решение поставленной проблемы.

- Некоторые ученики используют в своей работе уже готовые методики, и их исследование больше способствует их личностному развитию, нежели несет новую научную мысль. А есть и такие школьники, чьи проекты несут в себе новое знание. Поэтому степень личного вклада ученика является очень важным критерием оценки, - объяснил Алексей Сергеев.

Среди проектов, представленных участниками на суд экспертов МГТУ имени Н.Э.Баумана, были крайне интересные и практически полезные исследования и научные разработки в области физики, механики, информатики и других областей знания. Модели роботов и аппаратов для записи ЭКГ высокого разрешения, разработки новых приложений для смартфонов и базы данных выходных дней - такие и многие другие проекты разработали юные инженеры. Большинство из них имеет огромную практическую значимость не только для развития науки в нашей стране, но и для человечества в целом. Например, ученик 11-го класса московской школы №444 Илья Марашли разработал проект под названием «Браслет для глухонемых», с помощью которого он надеется устранить разговорный барьер у людей с ограниченными возможностями здоровья.

- Мой проект представляет собой комплекс для глухонемых. Надев такой аппарат на руку, они смогут общаться с любым человеком без преград, поскольку разработанное мной устройство будет служить им переводчиком с языка жестов на обычный язык, - рассказал о своем приспособлении Илья.

Второй формой сдачи экзамена в МГТУ имени Н.Э.Баумана стало решение конкретных инженерных задач, в ходе которого проверялись умения использовать профильные знания. Основная цель такой формы сдачи экзамена - выявить у школьников определенные склонности к будущей профессии и инженерный образ мышления. На подготовку ответа ученикам давался один час, после чего им предстояло подробно объяснить свое решение экспертной комиссии. Задачи достаточно разноплановые и составлены на основе актуальных научных и технических проблем. К примеру, учащемуся необходимо выяснить, сколько времени потребуется самолету с определенными повреждениями для посадки в аэропорту и каким образом следует распределить груз на борту.

Поскольку практическая часть завершится 25 мая, результаты предпрофессионального экзамена будут известны только после 1 июня. Когда модуль сбора результатов передадут в региональный центр обработки информации (РЦОИ), будет сформирована таблица рейтинга обучающихся по набранным баллам. В итоге полученный результат позволит учащимся получить дополнительные баллы в учете личных достижений при поступлении в университет.

- Предпрофессиональный экзамен будет учитываться как индивидуальное достижение учащегося, - рассказал журналистам Алексей Сергеев. - Каждый вуз устанавливает свои требования и прописывает их в правилах приема абитуриентов. В МГТУ имени Н.Э.Баумана, например, будут учитываться результаты «хорошистов» и «отличников», то есть тех, кто наберет в сумме от 61 до 80 и от 81 до 100 баллов соответственно. За сдачу предпрофессионального экзамена им будут предоставляться дополнительные баллы.

В этом году сдача предпрофессионального экзамена - добровольный выбор каждого ученика инженерного или медицинского класса. Как правило, все они идут сдавать экзамен в тот университет, куда хотели бы поступить. Уже со следующего года его сдача может стать обязательной. А пока учащимся, прошедшим свою первую предпрофессиональную аттестацию, нужно сосредоточиться на сдаче единого государственного экзамена.


Ася Стародубцева, "УГ Москва", №20 от 16 мая 2017 года


От первого лица

Main dsc0791875

Дониченко Ольга Георгиевна

Кандидат психологических наук, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы – об обеспечении права ребенка на получение качественного образования.

Main %d0%94%d0%be%d1%89%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9 %d0%a0%d0%903

Дощинский Роман Анатольевич

Кандидат педагогических наук, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, председатель региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» Москвы – о первом онлайн-сервисе по самоподготовке «Мои достижения».

Main kuzmin s3

Кузьмин Павел Владимирович

Директор Московского центра качества образования. Магистр физико-математического образования, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награжден Грамотой Департамента образования города Москвы, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования.