• +7 (495) 952-09-05

Международные сравнительные исследования качества образования

1. Международное сравнительное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

Международный координатор Международная Ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Цель исследования Сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, выявление различий в национальных системах образования.
Циклы исследования Один раз в 5 лет: 2001, 2006, 2011, 2016 гг.
Характеристика выборки Из каждой страны около 4000 учащихся из 150 – 200 школ. В большинстве стран в исследовании участвуют учащиеся четвертого класса начальной школы (именно четвертый год обучения считается важной вехой в развитии читательской грамотности детей – к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения).

Выборка по России:

2001 год:
45 регионов; 206 школ; 4093 обучающихся;
4050 родителей; 206 учителей начальных классов;
206 представителей администрации школ.
2006 год:
45 регионов; 232 школы (из них 8 школ Москвы), 4955 обучающихся.
2011 год:
42 региона; 202 школы (из них 12 школ Москвы), 4461 обучающийся.
2016 год:
42 региона; 206 школ; около 4000 обучающихся.
2016 год:
Москва впервые участвовала как самостоятельный субъект.
150 школ, 3918 обучающихся.
Характеристика инструментария 1. Международный тест: 16 вариантов примерно одного уровня трудности.
Варианты 1-15 представлены в тетрадях в двух частях: в каждой части дается художественный или научно-популярный текст и вопросы к нему. Вариант 16 состоит из Книги для чтения, включающей два текста, и тетради R с вопросами к ним.
В тестах около половины заданий с выбором ответа; остальные задания со свободными ответами, на которые учащиеся пишут собственный ответ в специально отведенном для этого месте.
В исследовании оцениваются два вида чтения, наиболее часто используемые учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
В исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

2. Анкеты (для учащихся, родителей, учителей, администрации школы).
Участие и позиция России 2001 год - 12 место (35 стран);
2006 год - 1 место (40 стран);
2011 год - 2 место (4ран);
2016 год – результаты будут опубликованы в 2017 году.


Источник: сайт национального координатора исследования «Центр оценки качества образования ИСРО РАО» http://www.centeroko.ru/pirls/pirls_pub.htm


2. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment)

Международный координатор Организация Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Цель исследования Оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.
Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях и проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность».
В PISA также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.
Циклы исследования Каждые три года: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015гг.
В каждом цикле две трети времени тестирования уделяется одному из направлений исследования:
2000 г - «грамотность чтения»,
2003 г - «математическая грамотность»,
2006 г - «естественнонаучная грамотность»,
2009 г - «грамотность чтения»,
2012 г - «математическая грамотность»,
2015 г - «естественнонаучная грамотность».
Следующий цикл – 2018 год, основное направление – «читательская грамотность»
Характеристика выборки Выборка обучающихся формируется вероятностно-пропорциональным методом.
2000 год:
46 регионов России, 250 образовательных организаций,
6701 обучающийся (более 75% - обучающиеся 9 и 10 классов, 25% - студенты профессиональных училищ, техникумов и колледжей).
2003 год:
46 регионов России, 212 образовательных организаций,
5974 обучающихся (9 класс - 32%, 10 класс - 49%, студенты профессиональных училищ - 7%, студенты техникумов и колледжей -12%).
2006 год:
46 регионов России; 210 образовательных организаций (из них 10 образовательных организаций Москвы),
6154 обучающихся (7-9 классы -33,5%, из них 9 класс - 27,2%; 10-11 классы - 50,5%, из них 10 класс - 49,2%; студенты профессиональных училищ - 6,1%; студенты техникумов и колледжей - 9,9%).
2009 год:
45 регионов России, 213 образовательных организаций (из них 10 образовательных организаций Москвы),
5633 обучающихся (7-9 классы - 71%, из них 9 класс - 60,1%; 10-11 классы - 24%, из них 10 класс - 23,1%; студенты профессиональных училищ, техникумов и колледжей - 4,9%).
2012 год:
42 региона России, 227 образовательных организаций (из них 10 образовательных организаций Москвы),
5219 обучающихся (7-8 классы - 8,4%, 9 класс - 73,5%, 10-11 классы - 13,7%, учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - 4,3%).
2015 год:
42 региона России, 210 образовательных организаций (из них 10 образовательных организаций Москвы),
6300 обучающихся (7-9 классы - 87%, 10-11 классы - 10%, учащиеся из организаций профессионального образования - 3%).
Характеристика инструментария 2000 год:
1. Тесты учебных достижений: 9 вариантов, часть заданий повторялась в нескольких вариантах для обеспечения сравнимости результатов учащихся, выполнявших разные варианты:
37 групп заданий-вопросов по чтению (всего 141 вопрос);
16 групп заданий по математике (всего 32 вопроса);
14 групп заданий по естествознанию (всего 35 вопросов).
В тестах использовались задания с выбором ответа и со свободными ответами, на которые учащиеся писали собственный краткий или развернутый обоснованный ответ. Некоторые задания (комплексные или структурированные) состояли из нескольких вопросов различной трудности, которые относились к одной и той же жизненной ситуации, представленной в тексте.
2. Анкеты для учащихся и директоров образовательных учреждений.
2003 год:
Тесты учебных достижений: 13 вариантов, часть заданий повторялась в нескольких вариантах для обеспечения сравнимости результатов учащихся, выполнявших разные варианты:
54 задания по математике (всего 85 вопросов);
8 заданий по чтению (всего 28 вопросов);
13 заданий по естествознанию (всего 35 вопросов);
10 заданий по решению проблем (всего 19 вопросов).
2006 год:
Тесты учебных достижений: 13 вариантов, часть заданий повторялась в нескольких вариантах для обеспечения сравнимости результатов учащихся, выполнявших разные варианты:
37 групп заданий (всего 108 тестовых вопросов-заданий, 32 группы вопросов, выявляющих отношения учащихся к естествознанию);
31 группа заданий по математике (всего 48 отдельных вопросов-заданий);
8 групп заданий по чтению (всего 28 вопросов).
2009 год:
29 групп заданий по чтению (всего 101 вопрос);
24 группы заданий по математике (всего 35 вопросов);
18 групп заданий по естествознанию (всего 53 вопроса).
2012 год:
В качестве дополнительной части в исследовании проводилось компьютерное тестирование учащихся с использованием нового типа интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем. Новым направлением стало изучение финансовой грамотности 15-летних учащихся. Тестовая тетрадь (вариант) состояла из 4 блоков заданий. Каждый блок включал задания по математической грамотности, читательской грамотности или естественнонаучной грамотности. В каждом варианте теста было 52-60 заданий, которые содержали от 1 до 4 вопросов.
2015 год:
Переход на компьютерный формат: - изменение формата заданий из предыдущих циклов;
- отбор заданий со стабильными характеристиками;
- разработка заданий нового типа (интерактивных заданий с симуляциями и заданий для совместного решения проблем);
- определение модели перевода шкалы.
Сохранение основных направлений (математическая, естественнонаучная, читательская и финансовая грамотности); приоритетная область – естественнонаучная грамотность.
Участие и позиция России 2000 год:
27-29 место (32 страны) - «грамотность чтения»;
21-25 место (32 страны) - «математическая грамотность»;
26-29 место (32 страны) - «естественнонаучная грамотность».
2003 год:
32-34 место (40 стран*) - «грамотность чтения»;
29-31 место (40 стран*) - «математическая грамотность;
20-30 место (40 стран*) - «естественнонаучная грамотность»;
25-30 место (40 стран*) - «компетентность в решении проблем».
*Участвовала 41 страна, но результаты Великобритании не были учтены в связи с низким коэффициентом участия.
2006 год:
37-40 место (57 стран) - «грамотность чтения»;
32-36 место (57 стран) - «математическая грамотность;
33-38 место (57 стран) - «естественнонаучная грамотность».
2009 год:
41-43 место (65 стран) - «грамотность чтения»;
38-39 место - (65 стран) - «математическая грамотность;
38-40 место - (65 стран) - «естественнонаучная грамотность».
2012 год:
38-42 место (65 стран) - «грамотность чтения»;
31-39 место (65 стран) - «математическая грамотность;
34-38 место (65 стран) - «естественнонаучная грамотность».
9-14 место (65 стран) – «финансовая грамотность» (18 стран)
2015 год:
В 2015 году по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 года повысились средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста:
– по математической грамотности на 12 баллов (с 482 до 494 баллов);
– по читательской грамотности на 20 баллов (с 475 до 495 баллов).
Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не изменились.


Источник: сайт национального координатора исследования «Центр оценки качества образования ИСРО РАО» http://www.centeroko.ru/pisa/pisa.htm


3. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA based Test for Schools (Programme for International Student Assessment based Test for Schools)

Международный координатор Организация Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Цель исследования Исследование Pisa for Schools (PfS) дополняет основное исследование PISA. PfS было разработано в целях удовлетворения спроса со стороны учителей и руководителей образовательных организаций как инструмент, который дает сопоставимые результаты, а также выводы о том, как их использовать для улучшения качества образования.
Цель исследования – оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.
Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях и проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность».
В PISA также изучаются факторы, которые позволяют объяснить различия в результатах учащихся стран-участниц программы. К данным факторам относятся характеристики учащихся и их семей, характеристики образовательных учреждений и учебного процесса.
Циклы исследования Циклы PfS не совпадает с циклами основного исследования PISA.
Страны-участники:
2012-2016 гг. – США
2013 г. – Испания
2014-2015гг. – Великобритания
2016 г.– город Москва, Бруней
Характеристика выборки Выборка обучающихся формируется вероятностно-пропорциональным методом.
Участники исследования – 15-летние учащиеся образовательных организаций.
В 2016 году в исследовании приняли участие свыше 42000 учащихся из 609 образовательных организаций города Москвы.
Характеристика инструментария Исследование состоит из тестовых заданий, направленных на проверку функциональной грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания.
Задания построены в соответствии с рамкой исследования PISA и по своему содержанию и типам ответов распределяются так же, как и в основном исследовании.
Минимальное количество учащихся от каждой школы составляет 35 человек, максимальное – 85 участников.
Учащиеся в течение 2-х часов решают тестовые задания по чтению, математике и естествознанию и в течение 30 минут отвечают на вопросы анкет.
Также предусмотрено анкетирование администрации образовательных организаций.
Участие и позиция Москвы Исследование читательской грамотности показало, что в навыках работы с информацией 15-летние москвичи опережают подавляющее большинство стран - участников исследования.
В области математической грамотности московские школы демонстрируют самые высокие результаты.
100 лучших школ Москвы по своим результатам опередили Сингапур и Гонконг.
26% учащихся находятся на высших уровнях математической грамотности.


Источник: официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития http://www.oecd.org/


4. Сравнительное исследование качества общего образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)

Международный координатор Международная Ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Цель исследования Сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся.
Анкетирование учащихся, их учителей и администрации школы, позволяющее выявить факторы, влияющие на качество образования в России, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательной подготовке учащихся в разных странах.
Циклы исследования Один раз в 4 года: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015гг.
Характеристика выборки Обучающиеся 4-х и 8-х классов.
Во всех странах отбор школ проводится вероятностным методом из списка всех школ страны с учетом числа учащихся обследуемой параллели в данной школе.
Представительная выборка всей генеральной совокупности сначала в 4-м классе, а затем через четыре года вновь на представительной выборке восьмиклассников.
1995 год:
40 регионов, более 14000 обучающихся, более 1000 учителей и директоров школ.
1999 год:
47 регионов, 189 школ, 4332 обучающихся, 189 учителей математики, 756 учителей естественнонаучных предметов.
2003 год:
63 региона, 419 школ, 3963 обучающихся 4 классов, 4667 обучающихся 8 классов, 207 учителей начальных классов,
215 учителей математики, 855 учителей естественнонаучных предметов, 419 представителей администрации школ.
2007 год:
58 регионов, 4464 обучающихся 4 классов из 206 школ, из них 10 школ Москвы;
4472 обучающихся 8 классов из 210 школ (из них 10 образовательных организаций Москвы), 268 учителей начальных классов, 273 учителя математики,
1083 учителя естественнонаучных предметов,
416 представителей администрации школ.
2011 год:
42 региона, 4467 обучающихся 4 классов из 202 школ (из них 12 школ Москвы),
4893 обучающихся 8 классов из 210 школ, из них 12 образовательных организаций Москвы; 217 учителей начальных классов, 237 учителей математики, 913 учителей естественнонаучных предметов, 4444 родителей учащихся 4 классов,412 представителей администрации школ.
2015 год:
53 региона, 200 школ отдельно для начальной и основной школы (из них 26 школ Москвы).
Следующий цикл – 2019 год
Характеристика инструментария 1. Тесты по математике и по естествознанию с заданиями разного типа (с выбором ответа, с кратким и полным развернутым ответом, практические задания).
Дополнительно изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах исследования, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей.
2. Анкеты (для учащихся, учителей, администрации образовательного учреждения, экспертов в области образования, наблюдателей за качеством исследования).
Участие и позиция России 1995 год:
математика - 7 классы - 14 место (38 стран), 8 классы - 15 место (41 страна);
естествознание - 7 классы - 21 место (39 стран), 8 классы - 14 место (41 страна).
1999 год:
математика - 8 классы - 12 место (38 стран);
естествознание - 8 классы - 16 место (38 стран).
2003 год:
математика - 4 классы - 9 место (25 стран), 8 классы - 12 место (46 стран);
естествознание - 4 классы - 9 место (25 стран), 8 классы - 17 место (46 стран).
2007 год:
математика - 4 классы - 6 место (36 стран), 8 классы - 8 место (49 стран);
естествознание - 4 классы - 5 место (36 стран), 8 классы - 10 место (49 стран).
2011 год:
математика - 4 классы - 10 место (50 стран), 8 классы - 6 место (42 страны);
естествознание - 4 классы -5 место (50 стран), 8 классы - 7 место (42 страны).
2015 год:
математика - 4 классы - 7 место (49 стран), 8 классы - 6 место (39 стран);
естествознание - 4 классы - 4 место (47 стран), 8 классы - 7 место (39 страны).


Источник: сайт национального координатора исследования - Центр оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru/timss/timss.htm


5. Сравнительное исследование качества общего образования TIMSS -Ad Аdvanced (Trends in Mathematics and Science Study)

Международный координатор Международная Ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Российский координатор Институт стратегии и развития образования Российской академии образования Центр оценки качества образования совместно с Министерством образования и науки РФ.
Московский координатор Московский центр качества образования
Цель исследования Сравнительная оценка естественно-математической подготовки учащихся средней школы в странах с различными системами образования и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки.
Изучение качества образования выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы математики и физики.
Эти два предмета являются приоритетными в плане оценки интеллектуального потенциала стран и способности ее подрастающего поколения использовать и совершенствовать новые технологии.
Циклы исследования 1995, 2008, 2015гг.
Характеристика выборки Представительная выборка обучающихся 11-х классов примерно из 400 школ, изучающих математику на профильном уровне из 40 регионов России (обучающиеся в 10-11 классах изучали углубленный курс математики в объеме 8 уроков в неделю или более, профильный или углубленный курс физики в объеме 4 уроков в неделю или более.
В 2008 году в исследовании участвовали обучающиеся из 12 образовательных организаций Москвы.
В 2015 году в исследовании участвовали обучающиеся из 21 образовательной организации Москвы.
Характеристика инструментария 1995 год:
60 заданий (90 минут), для ответа на которые требовалось использовать знания по нескольким учебным предметам (математике, физике, биологии, химии и др.), причем в 15-17 заданиях требовалось записать решение или объяснение полученного ответа.
2008 год:
Математика - 35% заданий по алгебре; 35% заданий на вычисления и математический анализ; 30% заданий по геометрии.
Физика - задания с выбором ответа и задания с развёрнутым ответом.
2015 год:
Математика - задания по алгебре, геометрии, задания на вычисления и математический анализ.
Физика - 30 заданий (20 заданий с выбором ответа, 10 заданий с развёрнутым ответом).
Участие и позиция России 1995 год:
Математическая и естественнонаучная грамотность - 16 место (21 страна).
Математическая грамотность - 17 место (21 страна).
Естественнонаучная грамотность - 15 место (21 страна).
2008 год:
Математика -1 место (10 стран).
Физика - 4 место (9 стран).
2015 год:
Российские учащиеся 11 классов, изучавшие углубленный профильный курс математики в старшей школе, продемонстрировали самые высокие результаты среди всех стран-участниц исследования 2015 года. Результаты российских учащихся 11 классов, изучавших профильный курс физики, превышают среднее значение шкалы TIMSS.


Источник: сайт национального координатора исследования - Центр оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru/timss/timss.htm


6. Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS (International Computer and Information Literacy Study)

Международный координатор Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA).
Цель исследования Оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации; изучить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов; выявить и проанализировать факторы, влияющие на компьютерную и информационную грамотность; способствовать разработке образовательных программ, ведущих к формированию компьютерной и информационной грамотности учащихся, и продвигать обучение в этой сфере на национальном и международном уровнях.
Циклы исследования 2013г., следующий цикл – 2018 г.
Характеристика выборки 43 региона страны, 206 школ (из них 12 школ Москвы), 7318 участников исследования:
3907 учащихся, 2995 учителей, 206 ответственных за информатизацию в школе, 206 директоров школ.
Характеристика инструментария 1. Компьютерное тестирование. Тест ICILS построен по принципу закрытой системы: учащийся осуществляет поиск и обработку информации в специально созданной среде, не имея доступа к ресурсам, находящимся за её пределами.
Тест ICILS характеризуется следующими свойствами:
- учащиеся выполняют задания исключительно на компьютере;
- задания строятся на ситуациях из реального межпредметного контекста;
- выполнение заданий требует комплексного применения технических и оценочных навыков;
- в заданиях затрагиваются вопросы безопасности и этики использования компьютерной информации.
Компьютерный тест состоит из 4 модулей: «Школьная спортивная секция», «Конкурс музыкальных групп», «Как дышит человек», «Школьная экскурсия». Каждый модуль - это система тестовых заданий, которая позволяет оценить способности учащегося решать практические задачи, взятые из его повседневной, реальной жизни, с помощью ИКТ.
2. Анкетирование учеников 8-х классов, анкетирование директоров школ, учителей, ответственных за информатизацию.
Анкета для учащегося 8 класса (заполняется на компьютере) состоит из 26 вопросов, которые касаются использования компьютера в школе и за ее пределами, отношения к информационным технологиям, самооценки компьютерной и информационной грамотности, а также социально-демографических характеристик.
Анкета для учителя состоит из 18 вопросов, которые касаются владения компьютером учителями (в школе и вне школы), профессионального обучения применению компьютеров, проблем при пользовании компьютером, отношения к использованию компьютеров в преподавательской деятельности, самооценки своей компьютерной компетентности.
Анкета для ответственного за информатизацию в школе состоит из 13 вопросов, которые касаются компьютерной инфраструктуры, технической и педагогической поддержки, оказываемой учителям при применении ими ИКТ в школе.
Анкета для директора школы состоит из 20 вопросов, которые касаются общей характеристики школы, политики применения ИКТ в школе, поддержки учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе, участия учителей в профессиональном обучении.
Участие и позиция России Россия заняла 13 место среди 21 страны.


Источник: сайт национального координатора исследования - «Национальный фонд подготовки кадров» http://iso.ntf.ru/p93aa1.html


7. Международное исследование по граждановедческому образованию в 8 классах общеобразовательных учреждений ICCS

Международный координатор Международная Ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Цель исследования Исследовать, каким образом молодые люди в различных странах готовятся стать гражданами.
Результаты этого исследования позволяют продемонстрировать уровень знания и понимания учащимися их роли как граждан, а также их отношение к гражданству и гражданскому долгу. Исследование также выявляет практики обучения, классного руководства, управления школами, создания школьного климата и другие факторы, связанные с достижениями учащихся и их отношением к граждановедческому образованию и граждановедению.
Циклы исследования 1999, 2009, 2016гг.
Характеристика выборки 1999 год:
50 регионов, 206 школ, 4759 обучающихся 9 классов, 414 учителей.
2009 год:
45 регионов, 209 школ (из них 10 школ Москвы), 4295 обучающихся 8 классов, 3081 учителей.
Характеристика инструментария 1. Тесты содержали четыре области:
- гражданское общество и системы;
- гражданские принципы;
- гражданское участие;
- гражданственность и гражданская идентичность.
В каждую из областей были включены элементы, указанные как «аспекты» и «ключевые понятия».
Вопросы были сгруппированы в 7 кластеров (6 кластеров по 10-11 вопросов, включая один открытый; 7-й кластер включал другие вопросы). Каждый кластер появлялся в трех разных буклетах - один раз в каждой из первой, второй и третьей позиции. Всего было 7 различных буклетов, в которые входили по 3 кластера.
2. Анкеты для учащихся, администрации школы, учителей, преподающих предмет обществоведческого цикла.
Участие и позиция России 2009 год:
19 место (38 стран)
Выявленные проблемы - Теоретические знания российских школьников преобладают над практическими умениями (школьников ставили в тупик практические ситуации и проблемы, в решении которых следовало использовать свои знания).
- Вопросы прикладной экономики вызывают значительные затруднения (нет представлений о механизмах рыночной экономики и путях регулирования экономических отношений);
- отмечаются недостаточное знание международной символики и затруднения, связанные с распознаванием важных общественно-политических символов мирового значения.
- Выявлены слабые навыки письменной речи (открытые задания пропускались учащимися более чем в 10% работ, а еще в 40% случаев школьники ограничивались односложными простыми фразами, не раскрывая сути проблемы).
- Показано слабое аргументирование школьниками собственной позиции (аргументы либо не отличаются разнообразием, либо существуют проблемы в их четкой и понятной формулировке).
- Учащимся не хватает концентрации внимания для выполнения нескольких заданий по одному тексту.
- Заметен недостаточный уровень знаний в политико-правовой области.


Источники:

- сайт издательского дома «Учительская газета» http://www.ug.ru/uu-ICCS

- сайт национального координатора исследования «Центр оценки качества образования ИСРО РАО» http://www.centeroko.ru/civic99/civic99.htm


8. TEDS-M – международное исследование по изучению систем педагогического образования и оценки качества подготовки учителей начальной и средней школы по математике (Teacher Education Study in Mathematics)

TEDS-M - Teacher Education and Development Study
Международный координатор Международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA и два Международных координационных центра исследования TEDS-M: в Мичиганском государственном университете (The International Study Center at Michigan State University, USA), в Австралийском Совете по исследованиям в области образования (The International Study Center at the Australian Council for Educational Research – ACER).
Цель исследования Оценить качество высшего образования на основе стандартизированного тестирования и анкетирования представительной выборки выпускников вузов.
Основная цель исследования TEDS-M: изучить системы педагогического образования и оценить качество подготовки учителей к преподаванию математики в начальной и средней школе. Исследования по начальной школе и по средней школе проводились независимо друг от друга.
Задачи исследования: оценить качество педагогического образования; определить и оценить различия в системах подготовки педагогических кадров в разных странах; выявить факторы, определяющие наиболее эффективные системы педагогического образования.
Циклы исследования 2008 г.
Характеристика выборки Студенты вузов последнего года обучения, получающие квалификацию учителя начальных классов и учителя математики средней школы.
Формирование выборки российских вузов осуществлялось на основе полученного из Министерства образования и науки РФ списка учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку учителей начальной и/или средней школы.
Участвовали:
2266 студентов - будущие учителя начальной школы из 49 вузов;
2141 студент - будущие учителя математики средней школы из 48 вузов;
1212 преподавателей.
Характеристика инструментария - Анкеты для будущих учителей математики средней школы.
- Анкеты для будущих учителей начальной школы.
- Анкета для преподавателей математики будущих учителей, методики преподавания математики и общей педагогики.
- Анкета по обследованию учебных программ подготовки учителей начальной школы и учителей математики средней школы по программе учебного заведения.
Использовались задания разного типа: с выбором ответов из предложенных 2-6 ответов (причем, в ответах могла быть альтернатива – «всегда», «иногда», «никогда»), с кратким ответом и с полным развернутым ответом (около четверти общего числа заданий). Задания теста были разделены на «математические» (2/3 заданий) и «методические» (1/3 заданий).
Концептуальная модель исследования состоит из основных групп показателей:
- педагогические компетенции будущих учителей в конце обучения в вузе (подготовка по математике, по методике преподавания математики, по педагогике и психологии, установки по отношению к математике, преподаванию и изучению математики и др.);
- основные характеристики будущих учителей (демографические, мотивация, школьный опыт и др.);
- основные характеристики преподавательского состава (демографические, профессиональные, отношения и установки);
- основные характеристики системы педагогического образования (программы обучения, возможности обучения, организация и проведение педагогической практики, связь теории с практикой и др.);
- контекстные показатели страны, характеризующие отношения общества к школе (зарплата и статус учителей, оценка эффективности педагогического образования и др.).
Участие и позиция России Результаты будущих учителей начальной школы:
1. Математика – 4 место (17 стран).
Методика преподавания математики – 6 место (17 стран).
Результаты будущих учителей математики средней школы:
1. Математика – 2 место (17 стран).
2. Методика преподавания математики – 2 место (17 стран).


Источник: сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru/public.htm


9. Международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS)

Международный координатор Исследование проводится по инициативе ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
Цель исследования Выяснить, в каких условиях работают учителя, и какая учебная среда существует в школах. Помочь странам определить и развивать политику, которая поддерживает условия, обеспечивающие эффективность школьных процессов.
Задачи исследования - предоставить полезные для принятия политических решений данные и провести анализ по следующим ключевым аспектам школьной деятельности:
- роль и функционирование школьного управления;
- оценка работы учителей и получение ими обратной связи;
- профессиональное развитие учителей;
- установки и взгляды учителей по поводу преподавания и педагогических практик.
Циклы исследования 2008, 2013. Россия приняла участие в 2014 году.
Следующий цикл – в 2018 г.
Характеристика выборки Размер выборки – 200 школ в каждой стране, 20 учителей в каждой школе. Всего участвовало 37 стран. Целевая группа исследования - учителя средней школы и их директора.
Россия:
14 регионов, 200 школ, 4076 учителей средней школы,
198 руководителей образовательных организаций.
Характеристика инструментария Анкеты в бумажном или онлайн варианте.
Ключевые вопросы исследования:
- распределение педагогических кадров,
- руководство школ,
- подготовка и профессиональное развитие учителей,
- оценка качества работы учителей,
- взгляды, установки и приёмы преподавания,
- удовлетворённость учителей работой и своим преподаванием.
TALIS собирает мнение учителей и директоров школ, отражая их взгляды, установки, касающиеся преподавания и работы школ в целом. Это делает TALIS уникальным и чрезвычайно важным источником информации для принятия политических решений, повышения квалификации учителей и развития образовательных организаций.
Участие и позиция России Россия участвовала в 2013 году (основная часть исследования была проведена в 2014 г.).


Источник: https://oecdcentre.hse.ru/newsletter3.7