• +7 (495) 952-09-05

Международные сравнительные исследования качества образования

1. Международное сравнительное исследование «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

Международный координатор Международная Ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Цель исследования Сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, выявление различий в национальных системах образования.
Циклы исследования Один раз в 5 лет: 2001, 2006, 2011, 2016 гг.
Характеристика выборки Из каждой страны около 4000 учащихся из 150 – 200 школ. В большинстве стран в исследовании участвуют учащиеся четвертого класса начальной школы (именно четвертый год обучения считается важной вехой в развитии читательской грамотности детей – к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения).

Выборка по России:

2001 год:
45 регионов; 206 школ; 4093 обучающихся;
4050 родителей; 206 учителей начальных классов;
206 представителей администрации школ.
2006 год:
45 регионов; 232 школы (из них 8 школ Москвы), 4955 обучающихся.
2011 год:
42 региона; 202 школы (из них 12 школ Москвы), 4461 обучающийся.
2016 год:
42 региона; 206 школ; около 4000 обучающихся.
2016 год:
Москва впервые участвовала как самостоятельный субъект.
150 школ, 3918 обучающихся.
Характеристика инструментария 1. Международный тест: 16 вариантов примерно одного уровня трудности.
Варианты 1-15 представлены в тетрадях в двух частях: в каждой части дается художественный или научно-популярный текст и вопросы к нему. Вариант 16 состоит из Книги для чтения, включающей два текста, и тетради R с вопросами к ним.
В тестах около половины заданий с выбором ответа; остальные задания со свободными ответами, на которые учащиеся пишут собственный ответ в специально отведенном для этого месте.
В исследовании оцениваются два вида чтения, наиболее часто используемые учащимися во время учебных занятий и вне школы:
- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
- чтение с целью освоения и использования информации.
В исследовании оцениваются четыре группы читательских умений:
- нахождение информации, заданной в явном виде;
- формулирование выводов;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

2. Анкеты (для учащихся, родителей, учителей, администрации школы).
Участие и позиция России 2001 год - 12 место (35 стран);
2006 год - 1 место (40 стран);
2011 год - 2 место (49 стран);
2016 год – 1 место (50 стран и 11 территорий).


2. Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS (International Computer and Information Literacy Study)

Международный координатор Международная ассоциация по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement, IEA).
Цель исследования Оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации; изучить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов; выявить и проанализировать факторы, влияющие на компьютерную и информационную грамотность; способствовать разработке образовательных программ, ведущих к формированию компьютерной и информационной грамотности учащихся, и продвигать обучение в этой сфере на национальном и международном уровнях.
Циклы исследования 2013г.,
2018 г. в исследовании от РФ принимала участие Москва
Характеристика выборки 43 региона страны, 206 школ (из них 12 школ Москвы), 7318 участников исследования:
3907 учащихся, 2995 учителей, 206 ответственных за информатизацию в школе, 206 директоров школ.
2018г.: 150 школ Москвы, 5225 участников:
2680 учащихся, 2245 учителей, 150 ответственных за информатизацию в школе, 150 директоров школ
Характеристика инструментария 2013 г. 1. Компьютерное тестирование. Тест ICILS построен по принципу закрытой системы: учащийся осуществляет поиск и обработку информации в специально созданной среде, не имея доступа к ресурсам, находящимся за её пределами.
Тест ICILS характеризуется следующими свойствами:
- учащиеся выполняют задания исключительно на компьютере;
- задания строятся на ситуациях из реального межпредметного контекста;
- выполнение заданий требует комплексного применения технических и оценочных навыков;
- в заданиях затрагиваются вопросы безопасности и этики использования компьютерной информации.
Компьютерный тест состоит из 4 модулей: «Школьная спортивная секция», «Конкурс музыкальных групп», «Как дышит человек», «Школьная экскурсия». Каждый модуль - это система тестовых заданий, которая позволяет оценить способности учащегося решать практические задачи, взятые из его повседневной, реальной жизни, с помощью ИКТ.
2. Анкетирование учеников 8-х классов, анкетирование директоров школ, учителей, ответственных за информатизацию.
Анкета для учащегося 8 класса (заполняется на компьютере) состоит из 26 вопросов, которые касаются использования компьютера в школе и за ее пределами, отношения к информационным технологиям, самооценки компьютерной и информационной грамотности, а также социально-демографических характеристик.
Анкета для учителя состоит из 18 вопросов, которые касаются владения компьютером учителями (в школе и вне школы), профессионального обучения применению компьютеров, проблем при пользовании компьютером, отношения к использованию компьютеров в преподавательской деятельности, самооценки своей компьютерной компетентности.
Анкета для ответственного за информатизацию в школе состоит из 13 вопросов, которые касаются компьютерной инфраструктуры, технической и педагогической поддержки, оказываемой учителям при применении ими ИКТ в школе.
Анкета для директора школы состоит из 20 вопросов, которые касаются общей характеристики школы, политики применения ИКТ в школе, поддержки учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе, участия учителей в профессиональном обучении.
Участие и позиция России В 2013 г. Россия заняла 13 место среди 21 страны.


3. Международное исследование по граждановедческому образованию в 8 классах общеобразовательных учреждений ICCS

Международный координатор Международная Ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Цель исследования Исследовать, каким образом молодые люди в различных странах готовятся стать гражданами.
Результаты этого исследования позволяют продемонстрировать уровень знания и понимания учащимися их роли как граждан, а также их отношение к гражданству и гражданскому долгу. Исследование также выявляет практики обучения, классного руководства, управления школами, создания школьного климата и другие факторы, связанные с достижениями учащихся и их отношением к граждановедческому образованию и граждановедению.
Циклы исследования 1999, 2009, 2016гг.
Характеристика выборки 1999 год:
50 регионов, 206 школ, 4759 обучающихся 9 классов, 414 учителей.
2009 год:
45 регионов, 209 школ (из них 10 школ Москвы), 4295 обучающихся 8 классов, 3081 учителей.
2016 год:
42 региона, 352 школы (из них 12 школ Москвы), 7000 обучающихся 8 классов, 5000 учителей.
Характеристика инструментария 1. Тесты содержали четыре области:
- гражданское общество и системы;
- гражданские принципы;
- гражданское участие;
- гражданственность и гражданская идентичность.
В каждую из областей были включены элементы, указанные как «аспекты» и «ключевые понятия».
Вопросы были сгруппированы в 7 кластеров (6 кластеров по 10-11 вопросов, включая один открытый; 7-й кластер включал другие вопросы). Каждый кластер появлялся в трех разных буклетах - один раз в каждой из первой, второй и третьей позиции. Всего было 7 различных буклетов, в которые входили по 3 кластера.
2. Анкеты для учащихся, администрации школы, учителей, преподающих предмет обществоведческого цикла.
Участие и позиция России 2009 год:
19 место (38 стран)
2016 год:
7 место (24 страны)
Выявленные проблемы - Теоретические знания российских школьников преобладают над практическими умениями (школьников ставили в тупик практические ситуации и проблемы, в решении которых следовало использовать свои знания).
- Вопросы прикладной экономики вызывают значительные затруднения (нет представлений о механизмах рыночной экономики и путях регулирования экономических отношений);
- отмечаются недостаточное знание международной символики и затруднения, связанные с распознаванием важных общественно-политических символов мирового значения.
- Выявлены слабые навыки письменной речи (открытые задания пропускались учащимися более чем в 10% работ, а еще в 40% случаев школьники ограничивались односложными простыми фразами, не раскрывая сути проблемы).
- Показано слабое аргументирование школьниками собственной позиции (аргументы либо не отличаются разнообразием, либо существуют проблемы в их четкой и понятной формулировке).
- Учащимся не хватает концентрации внимания для выполнения нескольких заданий по одному тексту.
- Заметен недостаточный уровень знаний в политико-правовой области.