• +7 (495) 952-09-05

Всероссийские проверочные работы

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с 2015 г. по распоряжению Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) в рамках формирования федеральной системы оценки качества образования.

Цель – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

ВПР – контрольные работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся, которые дают возможность получить объективную информацию о качестве образования не только по итогам окончания основных этапов обучения, но и на промежуточных этапах.

Отличительные особенности ВПР:

    единый инструмент проверки (предоставляются единые стандартизированные задания для всех регионов Российской Федерации, чтобы проверить уровень знаний учеников. Тексты разрабатываются по единому общему плану в соответствии с требованиями стандарта с учетом примерных образовательных программ.);
    общие условия проведения работ (отражены в инструкциях, в которых прописаны все процедурные моменты. Порядок проведения ВПР единый для всех школ Российской Федерации);
    единые критерии оценивания (после проведения работ школы получают доступ к критериям и рекомендациям по оцениванию).

В городе Москве ВПР проводятся по Школьной модели. Образовательные организации самостоятельно решают вопросы, связанные с ВПР, прописывая их в локальных актах.

ВПР дают возможность школам сориентироваться в организации образовательного процесса с целью достижения учащимися планируемых результатов. Это важно для своевременного принятия необходимых мер поддержки как ученику и образовательной организации, так и системе образования в целом.

Результаты ВПР школы могут использовать для совершенствования образовательных программ, индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.

Для объективности и прозрачности оценочных процедур, проводимых на федеральном уровне, желательно участие представителей родительской общественности в качестве наблюдателей.

Образцы проверочных работ 2017 годаwww.vpr.statgrad.org/#vpr2017

Участие школ города Москвы

Дата ВПР Количество школ
Ноябрь 2015 г русский язык и математика в 4 классах 20
Май 2016 г русский язык, математика, окружающий мир в 4 классах 698
Ноябрь 2016 г русский язык во 2 и 5 классах 156


Ссылки на основные источники:

Министерство образования и науки Российской Федерации – www.минобрнауки.рф

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – www.obrnadzor.gov.ru

Федеральный институт оценки качества образования – www.fioco.ru

Всероссийские проверочные работы. Информационный портал – www.vpr.statgrad.org


Национальные исследования качества образования

C 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО).

Основные цели:

    развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
    содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
    совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
    развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
    содействие эффективному внедрению ФГОС;
    содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

Программа НИКО состоит из отдельных проектов исследования качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях образования в рамках общей программы. Каждый проект предусматривает проведение диагностических работ по учебным предметам, анкетирование учащихся и сбор контекстной информации о процессе обучения. Предусмотрено проведение регулярных исследований качества образования и направлена на выявление у участников предметных и метапредметных умений, а также сформированности универсальных учебных действий.

Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников в субъектах Российской Федерации организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого проекта. В частности, могут применяться технологии, основанные на использовании машиночитаемых бланков ответов, а также технологии компьютерного тестирования.

Для реализации каждого проекта составляется план-график его проведения с указанием мероприятий, сроков и ответственных.

Исследования проводятся анонимно, данные об участниках в рамках исследований собираются без привязки к персональным данным (например: ФИО).

Исследования в рамках НИКО проводятся на выборке образовательных организаций. Формирование выборки участников осуществляется на федеральном уровне на основании специально разработанной методики с учетом особенностей каждого проекта НИКО.

Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития.

Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности учителей, образовательных организаций, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Обсуждение результатов и перспективных направлений развития общероссийской системы оценки качества образования проводится ежегодно в рамках всероссийских конференций по оценке качества образования.

Участие школ города Москвы в проектах НИКО

Дата Проект Количество школ
Октябрь 2014 г Исследование качества математического образования в 5-7 классах 15
Апрель 2015 г Исследование качества начального образования (4 класс) 33
Октябрь 2015 г Исследование качества образования в области информационных технологий в 8 и 9 классах 13
Апрель 2016 г Исследование качества образования в области истории и обществознания в 6 и 8 классах 19
Октябрь 2016 г Исследование качества образования по иностранному языку в 5 и 8 классах 31


Ссылки на основные источники:

Министерство образования и науки Российской Федерации – www.минобрнауки.рф

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – www.obrnadzor.gov.ru

Федеральный институт оценки качества образования – www.fioco.ru

Национальные исследования качества образования – www.eduniko.ru

Информационный портал НИКО – www.niko.statgrad.org


Исследование компетенций учителей

Исследование компетенций учителей (ИКУ) проводится с 2015 г. по инициативе Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) в научных целях и для совершенствования и развития системы общего образования в Российской Федерации.

Цель – содействие повышению качества подготовки педагогических работников путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей.

Оценка и развитие профессиональной компетентности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования.

В настоящий момент повышение квалификации учителей, а также аттестация на присвоение квалификационной категории, осуществляются в Российской Федерации преимущественно на региональном уровне. При этом отсутствуют единые для России механизмы обеспечения качества работы учителей. Таким образом, одной из актуальных задач модернизации системы общего образования является организация объективной оценки компетенций учителей на основе единых подходов для Российской Федерации.

Актуальность задачи создания единых подходов и инструментов оценки компетенций учителей подтверждается результатами Национальных исследований качества образования, которое показывает существенную разницу в квалификации учителей в зависимости от субъекта Российской Федерации.

Процедура предусматривает заполнение учителями обезличенных опросников, включающих вопросы профессионального и социологического характера.

Результаты исследования используются для анализа текущего состояния системы образования в Российской Федерации и формирования программ ее развития.

Не предусмотрено использование результатов исследования для оценки деятельности учителей и образовательных организаций.

Участие школ города Москвы

Дата ИКУ Количество школ
Ноябрь 2015 г Учителя русского языка и математики 19
Апрель 2016 г Учителя русского языка и математики 5


Ссылки на основные источники:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – www.obrnadzor.gov.ru

Федеральный институт оценки качества образования – www.fioco.ru

Исследование компетенций учителей. Информационный портал – www.tcs.statgrad.org