В Московском центре качества образования обсудили подходы к оцениванию экзаменационных работ и результатов проведения ЕГЭ по истории в 2015 году

Как оценивались экзаменационные работы школьников по истории на Едином государственном экзамене и как проводились апелляции по итогам ЕГЭ по истории обсудили участники круглого стола, который состоялся в Московском центре качества образования.

«История вызывает стабильный интерес у выпускников. Об этом говорит статистика: в 2015 году в экзамене по истории приняло участие 9281 человек, это более 16 % от общего числа участников ЕГЭ в текущем году. В целом количество участников ЕГЭ по истории в Москве остается примерно одинаковым в течение последних трех лет», – отметил заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Гайяр Алимов, открывая встречу.

Председатель предметной комиссии по истории, профессор Высшей школы экономики Игорь Данилевский рассказал, что проверка экзаменационных работ проводилась на нескольких уровнях, что обеспечивает ее максимальную объективность.

«Всего на проверку поступает порядка девяти тысяч работ, на каждого эксперта приходится несколько десятков работ ежедневно, это достаточно большая нагрузка. Проверка проводится двумя экспертами, независимо друг от друга. Если их оценки расходятся, то работа направляется на третью проверку. Организована многоуровневая проверка», - сказал он.

В предметной комиссии работы проверяют два независимых эксперта и при расхождении баллов – третий. После получения результатов можно подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами и там работу проверяют эксперты предметной комиссии, ранее не проверявшие эту работу. В случае изменения баллов результат направляется на подтверждение в ФИПИ.

Также выборочно осуществляется региональная и федеральная перепроверка результатов. Кроме того, работы, получившие самые высокие результаты, проверяются независимыми экспертами за пределами Москвы.

В свою очередь председатель конфликтной комиссии Тамара Романова рассказала, что при работе с апелляциями члены комиссии старались удовлетворить все потребности обратившихся, сгладить конфликты. «Основной задачей был учет интересов детей, мы действовали и работали в интересах детей, при этом четко соблюдали критерии оценивания. В случае спорных ситуаций на проведении апелляций мы делали запрос в Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и получали там разъяснения, а на их основании делали заключения», - отметила Тамара Романова.

Преподаватель Московского государственного областного университета и подготовительных курсов ИСАА МГУ Александр Морозов представил свои предложения по внесению изменений в работу предметной и конфликтной комиссий, а также в проведение процедуры апелляции.

«Нужна максимальная доступность информации о результатах деятельности предметной комиссии, полная статистика по апелляциям должна быть в открытом доступе. Надо четко разделить экспертов, проверяющих работы выпускников, и экспертов по апелляциям, это не должны быть одни и те же люди, контролирующие свою собственную работу. Отчасти это было сделано и прозвучало на встрече. В инструкциях экспертов по апелляциям нужно четко прописать, что спорные ситуации решаются в пользу учеников, а также не допускается психологическое давление на учащихся. Нужно организовать онлайн-трансляцию с апелляционной комиссии как на ЕГЭ. На апелляции обязательно должны быть общественные наблюдатели и видеосъемка», – перечислил он свои инициативы.

Но оказалось, что многие предложения, озвученные Александром Морозовым, уже активно применяются в работе комиссий.

Так, Гайяр Алимов рассказал, что вся информация по ЕГЭ за прошлые годы есть на сайте Московского института открытого образования. «Если ее необходимо продублировать на сайте Департамента образования города Москвы, то это будет сделано в ближайшее время», – сказал он. Помимо этого, в 2014 году помещения для работы предметных и конфликтной комиссий в Москве были оборудованы системой онлайн-видеонаблюдения с трансляцией на всю Россию. В конфликтной комиссии также ведется аудиозапись рассмотрения апелляций.

Тамара Романова добавила: все, кто приходил на апелляции, видел на дверях предупреждения – ведется видеозапись. Если в ходе проведения апелляции возникали какие-то спорные ситуации, то апеллянт мог написать жалобу и придти на расширенное заседание конфликтной комиссии.

«Учащиеся с родителями приходили в штаб, который находился на первом этаже, писали жалобу, что их что-то не устраивает, и мы приглашали их на расширенное заседание конфликтной комиссии, проводили апелляцию уже в расширенном составе. Были случаи, когда мы поднимали результаты не на 1-2 балла, а на 5, если это было обосновано. И затем все эти работы были направлены на проверку в ФИПИ», – пояснила она.

По словам Тамары Романовой, на протяжении всей работы конфликтной комиссии присутствовали общественные наблюдатели – представитель уполномоченного по правам ребенка в Москве Анна Бодрова, а также федеральный инспектор Рособрнадзора, общественные наблюдатели из разных организаций. «Анна Михайловна Бодрова присутствовала на всех заседаниях расширенной комиссии, четко следила за соблюдением прав детей», – сказала председатель конфликтной комиссии.

На круглом столе также выступили учителя-предметники и родитель, чей ребенок ходил на апелляцию по истории в этом году.

В завершение встречи Гайяр Алимов предложил всем желающим принимать активное участие в работе предметной и конфликтной комиссий либо стать общественным наблюдателем.

«При наличии сертификата о прохождении специального обучения и соблюдении других формальных требований никому не будет отказано войти в состав этих комиссий. Кроме того, можно стать общественным наблюдателем. Вы имеете на это право. Им можно стать в заявительном порядке. После этого вам выдается аккредитация, и вы имеете право войти в любую аудиторию, любое помещение конфликтной комиссии, предметной, государственной экзаменационной. Воспользуйтесь своим правом посмотреть на все со стороны и услышать информацию не от родителей, а непосредственно на месте», – сказал он.

Кроме того, Гайяр Алимов выразил готовность провести отдельное селекторное совещание, посвященное обсуждению предложений по внесению изменений в работу предметной и конфликтной комиссий, а также в проведение процедуры апелляции.

«Я не увидел каких-то сверхъестестественных предложений, которые не могут быть учтены, они имеют право на существование. Может оказаться, что большинство из них решится за одну секунду», – отметил он.


От первого лица