• +7 (495) 952-09-05

Заместитель председателя предметной комиссии по обществознанию Елена Саплина: «Обществознание – очень интегрированный предмет, он необходим каждому современному школьнику»

Main dsc05129977b5

Зачем школьникам изучать обществознание? Какие изменения ждут выпускников на ЕГЭ по этому предмету в 2016 году? Почему читать тексты нужно не на планшете, а по учебнику с карандашом в руках? Как избежать типичных ошибок на выпускном экзамене? Об этом в интервью пресс-службе Московского центра качества образования рассказала заместитель председателя предметной комиссии по обществознанию Елена Саплина.


– В последнее время все больше школьников выбирают обществознание в качестве предмета по выбору на ЕГЭ. В чем, на Ваш взгляд, секрет популярности этого предмета у детей?

– Предмет действительно очень востребован нашими выпускниками. Прежде всего, это связано с тем, что он является абитуриентским экзаменом в вузы, то есть проходным, вступительным. Естественно, что школьники, которые выбирают для себя социально-гуманитарное направление (экономическое, политологическое, историческое, культурологическое и даже географическое), должны сдавать обществознание.

С моей точки зрения, этот предмет необходим каждому современному молодому человеку. Обществознание включает в себя пять важнейших образовательных областей: основы философии (куда входят темы «Познание», «Человек и общество»), право, экономику, социологию, политологию. Молодой человек сегодня живет совершенно в других реалиях, чем 20 лет назад. Когда я приходила устраиваться на работу, я не заключала никакой трудовой договор, а сейчас его заключают во многих фирмах. Значит, мы должны знать, что такое «трудовой договор», внимательно уметь его читать, знать его особенности, и об этом нужно говорить на уроке.

А вот еще пример: посмотрите, какое количество молодых людей в наше время заключают брачный договор. Почему они его заключают, что такое «брачный договор», какие положения должны содержаться в нем? А наследственные дела? Знакомство с такими профессиями, как юрист, политолог, социолог происходит на уроках обществознания. Это все реалии современной жизни, они нужны каждому современному человеку. Обществознание популярно у школьников, потому что этот предмет очень интегрированный. Он объединяет в себе не только пять содержательных блоков, он затрагивает историю, географию, литературу. Не обладая этими важнейшими знаниями, в современном мире просто невозможно жить.

– Да, очень актуальные и нужные знания, которые пригодятся и после сдачи выпускного экзамена. А какие изменения в экзамене по обществознанию ждут выпускников на ЕГЭ-2016?

– Из первой части исключены задания с выбором одного ответа, то есть тестовая часть. И расширяется часть, которая раньше называлась частью В, где есть множественный выбор, где нужно установить соответствие, правильно определить тип суждений (оценочный, теоретический или фактический), оперировать понятиями и терминами. В неизменном виде остается часть, которая раньше называлась частью С, сейчас это вторая часть. Первая часть состоит из 20 заданий, вторая – из девяти. Эти девять заданий проверяются экспертами «вручную». В них ученик должен показать свои знания и умения – анализировать тексты, высказывать суждения, приводить аргументы. Общее количество заданий сократилось на 7, в итоге вместо 36 их стало 29. На самом деле, изменений не так много. Уходит тестовая часть, а вторая часть просто расширяется.

Экзамен по обществознанию очень не простой и «натаскать» за один год учеников не получится. Здесь нужны систематические знания, на уровне понимания. Когда спрашивают: «Что такое политическое лидерство?», нужно не просто дать определение, а важно понимать, что это такое, раскрыть смысл своими словами, составить предложение о типах лидерства. Выпускник должен применить полученные знания. Умение применять свои знания – одно из ключевых условий дальнейшего образования современных молодых людей.

– Какие ошибки чаще всего допускают ученики на выпускном экзамене по обществознанию?

– Наши выпускники плохо умеют читать тексты, они их невнимательно читают. Как нам говорят психологи, это связано с тем, что выпускники привыкают к современным гаджетам (планшетам, компьютерам), а текст иногда надо читать с карандашом в руках. Особенно это касается исторических текстов, обществоведческих, неадаптированных, научных, научно-популярных, потому что важно умение выделить главную мысль, ее нужно найти, а для этого требуется внимательно прочитать текст. Иногда нужно не просто выписать какой-то отрывок, а на основании текста привести дополнительные примеры, показать свои знания. Дети часто торопятся и многое упускают. Например, в задании написано – «проиллюстрируйте положение примерами». А дети выдвигают только теоретическое суждение, забыв проиллюстрировать его примерами.

Вторая типичная ошибка – учащиеся не умеют подкреплять свои суждения аргументами, они их просто не приводят.

И еще одна колоссальная ошибка возникает, когда школьники пишут мини-сочинение. Они могут определить проблему, высказать к ней свое отношение, но нужно не просто привести суждение, а выстроить определенную взаимосвязь, привести примеры из истории, географии, литературы.

Это те типичные ошибки, которые совершают наши выпускники, и с которыми они затем приходят на апелляцию.

– Вы сказали, что первая типичная ошибка связана с тем, что дети стали больше пользоваться гаджетами. А с чем, на Ваш взгляд, связана вторая ошибка – неумение аргументировать?

– С тем, что дети мало читают и не могут привести примеры из других областей. Например, если мы говорим про демократический или авторитарный режим, то нужно привести примеры из истории. Школьники часто забывают об этом, а ведь эти предметы между собой очень тесно связаны. На обществознании нужно не просто вызубрить материал, важно его понимать, понимать реалии современной жизни, ведь на них все и построено в данном предмете.

– Какие рекомендации Вы можете дать детям и родителям по подготовке к ЕГЭ?

– Первую рекомендацию я бы дала всем: внимательно читайте учебник, с карандашом в руках, делайте пометки на полях, выписывайте непонятные слова, учите понятия и термины, потому что без них сдать обществознание невозможно. Многие считают, что экзамен по этому предмету легко сдать и выбирают его методом «от противного»: «По истории нужно запоминать факты и даты; по химии – формулы; в физике – ничего не понимаю, а по обществознанию – что-нибудь наболтаю!». – Да, можно наболтать, если есть определенный багаж знаний. Но иногда наболтать невозможно. Экономику нужно рассказывать в терминах экономики, социологию – в терминах социологии, поэтому важно создавать и вести свой собственный словарь терминов, записывать в него определения. Вызубрить их порой бывает невозможно, их нужно понимать, прочитать и запомнить.

Кроме того, нужно писать мини-сочинения по разным блокам. Чем больше школьник напишет мини-сочинений по одному блоку, например, по экономике, тем легче ему будет оперировать понятиями и терминами, строить теоретические суждения, приводить примеры из разных областей.

Обязательно нужно писать планы по учебникам, не лениться это делать. Если ученик напишет по каждой теме план, то он запомнит материал и на экзамене у него не возникнет проблем. Экзамен по обществознанию сложный, к нему надо готовиться. Дети, которые готовятся и регулярно занимаются, отрабатывают разные типы заданий, сдают этот экзамен успешно. У каждого экзамена своя специфика, и ее надо знать.

Также нужно пользоваться тренировочным банком заданий, который размещен на сайте Федерального института педагогических измерений. Там можно найти демо-версию, увидеть все типы заданий, там есть кодификатор, который можно вывести к себе на рабочий стол или распечатать и обязательно сверяться с ним при подготовке к экзамену, там прописана вся спецификация, есть открытый банк заданий, которые необходимо прорешать. Нужно покупать тренировочные задания из 10-30 вариантов, пользоваться книжками, одобренными Федеральным институтом педагогических измерений.

– А какие рекомендации можете дать учителям по подготовки детей к ЕГЭ по обществознанию?

– Учителям я бы посоветовала следующее: нельзя превращать урок обществознания в монолог или в бесконечное конспектирование учебника. Урок обществознания тем и интересен, что на нем можно вести диалог, дискуссию, всегда можно дать детям задания на самостоятельную познавательную деятельность. Сегодня педагогу нужно менять свой подход к уроку. Урок – это не только «Я говорю!», урок – это, прежде всего, «Я – организатор, дирижер, который организует деятельность детей». Чем больше школьники будут работать с материалами учебника, с сайтами, с тренировочными заданиями, отвечать на вопросы учителя, дискутировать, обсуждать темы в группе, тем будет гораздо больше пользы.

Сегодня педагог должен помнить, что он работает в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые требуют системно-деятельностного подхода. Это значит, что деятельность детей находится на первом месте. Поэтому учителям я бы посоветовала применять на уроке более активные формы работы с учениками. Хотя я хочу сказать, что и для учителя этот предмет непростой, потому что многие сложные вещи ему нужно объяснять простым языком.

Педагогу необходимо много знать, много читать, повышать свою квалификацию, смотреть разные передачи, ходить в театры, смотреть современные фильмы, чтобы он мог разговаривать с детьми на одном языке. В обществознании очень много практических вопросов, а не только теоретических. Учитель должен уметь отвечать на практикоориентированные вопросы школьников: «Как пользоваться банковской карточкой? Центральный банк является государственной или коммерческой структурой? Какие вообще есть банки?». Обществознание дает практические знания, которые необходимы современным ученикам, поэтому на учителе лежит большая ответственность.


От первого лица