В Московском центре качества образования открылась Лаборатория дошкольника для педагогов

В Московском центре качества образования начала работать Лаборатория дошкольника. Она создана для обмена опытом между педагогами и развития их профессионального мастерства, поиска новых идей для взаимодействия с дошкольниками, презентации современных возможностей развивающей предметно-пространственной среды дошкольных групп. В Лаборатории представлено самое современное оборудование для развития мелкой и крупной моторики, двигательной активности, для сенсорного развития ребенка, для познания окружающей действительности, развития познавательной активности и мышления, освоения математики, развития игровой деятельности и детского творчества. Подробнее о новом проекте пресс-службе Московского центра качества образования рассказала начальник отдела МЦКО Татьяна Никитина.

О Лаборатории

Лаборатория дошкольника создана на базе Московского центра качества образования в ноябре 2018 года. Она представляет собой модель современной дошкольной группы московской школы. Это развивающее образовательное пространство, которое разделено на зоны по интересам детей: пространство для игры и двигательной активности, конструирования и программирования, формирования математических представлений, творческой и исследовательской деятельности.

Лаборатория дошкольника представляет решения не только по созданию развивающего пространства для детей, но и по использованию современных образовательных, в том числе цифровых, технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Пространство и оборудование дошкольной группы должно стимулировать развитие детей, помогать им расти самостоятельными, активными, творческими и инициативными, не ограничивать возможности детей.

Посетив Лабораторию, педагоги смогут найти новые идеи, варианты и решения для изменения среды в своих группах, многие из которых возможно осуществить своими силами вместе с воспитанниками.

В Лаборатории дошкольника МЦКО проходят различные мероприятия для педагогов и управленческих команд московских школ:

- интерактивная презентация возможностей современной среды дошкольных групп;

- презентация инструментов оценки качества дошкольного образования;

- экскурсии и мастер-классы для педагогов дошкольного образования;

- практикоориентированные семинары для слушателей программ дополнительного профессионального образования МЦКО;

- тренинги для студентов педагогических вузов по направлению «Дошкольное образование».

На сайте Московского центра качества образования на странице Лаборатории дошкольника размещен график мероприятий и форма для групповых заявок от школ на посещение Лаборатории. О мастер-классах от практиков дошкольного образования можно будет узнать дополнительно в анонсах на сайте МЦКО.

Возможности Лаборатории были представлены министру просвещения РФ
Ольге Васильевой
и специалистам в области дошкольного образования в рамках V Всероссийского съезда работников дошкольного образования в ноябре 2018 года.


Современное оборудование и технологии

В Лаборатории представлено несколько зон для развития детей дошкольного возраста.

Так, например, для сенсорного развития ребенка (развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов) используются, тактильная дорожка, тактильные панели, бизиборды.

Бизиборд – развивающий модуль, который предназначен для развития мелкой моторики, адаптации к бытовой среде и умению взаимодействовать с домашними предметами, который можно создать вместе с детьми из самых разных материалов, все зависит только от фантазии.

Для познания окружающей действительности, развития познавательной активности и мышления в Лаборатории создана зона исследований, в которой представлено оборудование для экспериментирования, наблюдений и опытов.

Оборудование позволяет детям на собственном опыте узнать об окружающем мире: наблюдать жизненные циклы растений, от семечка до взрослого растения; узнать о климатических условиях и даже самостоятельно их создать; понять взаимное расположение и относительное движение Солнца, Земли и Луны; узнать, как происходят солнечные и лунные затмения, как работают солнечные часы, как сменяются времена года, как движется Солнце по земному небосклону. Использование микроскопа, казалось бы, совсем не дошкольного предмета, помогает в освоении понятий близко-далеко, приближение-удаление, знакомит в увлекательной форме детей с внутренним строением природных объектов, закладывает основы к изучению предметов естественно-научного цикла.

В Лаборатории есть и другие развивающие технологии, такие как муравьиная ферма, цифровая лаборатория, интерактивный стол, синематограф, 3D-принтер и мобильный полифункциональный стол. Теперь о каждом из них расскажем подробнее.

Муравьиная ферма – это искусственный муравейник, который позволяет приблизить природу к дошкольнику. С ним можно проводить захватывающие наблюдения и уход за насекомыми.

С помощью цифровой лаборатории реализуется не просто экспериментирование и опыты, но и формируются предпосылки к будущему предпрофессиональному образованию. Оборудование знакомит детей с предметами, понятиями и явлениями медицинской и инженерной направленности (температура; магнитное поле; свет; электричество; звук; сила; кислотность; пульс) и связанными с ними профессиями.

В школе это уже будут специальные классы в рамках городских проектов «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе».

Освоить математику и элементы программирования дошкольникам помогают несколько моделей. Среди них – деревянный кубик-робот и лого-робот «Пчелка». Они знакомят детей с основами программирования через игру. Помимо знакомства с миром компьютерных технологий, данное оборудование способствует развитию алгоритмического мышления и ориентации в пространстве.

Конструктор из деревянных брусьев позволяет создавать различные варианты построек. Сборка конструктора поможет ребенку развить инженерные и конструкторские способности, научиться концентрировать внимание, а также способствует развитию логического и абстрактного мышления, фантазии и тренировке мелкой моторики.

В Лаборатории представлено множество возможностей для развития игровой деятельности – ведущей у дошкольника. Так, например, технология «Играй и развивайся» позволяет сделать образовательную деятельность и игры активными и подвижными, в которых дети самостоятельно управляют игровой ситуацией с помощью движений тела, рук и ног. Благодаря этой технологии дошкольники не сидят у монитора компьютера, а учатся в процессе увлекательной игры. В зависимости от сюжета дошкольник может быть водителем такси, инспектором ДПС, врачом или географом. Помимо игр, можно организовывать деятельность, направленную на развитие речи, знакомство с математикой и окружающим миром.

В игровой зоне Лаборатории установлен интерактивный стол, который представляет собой большой планшетный компьютер, но в отличие от обычного планшета позволяет одновременно большой группе дошкольников быть включенными в игру, взаимодействовать между собой.

Поверхность стола «оживает» благодаря прикосновениям детских рук, демонстрируя юному исследователю географические карты, звездное небо, увлекательные сказки и истории. Использование интерактивного стола в образовательном процессе многообразно. Он может преобразиться в виртуальную лабораторию, в карту с изменяющимся масштабом, в чертежную доску. На интерактивной поверхности можно собирать электрические схемы, «включать» их и наблюдать за показаниями приборов. Можно делать виртуальные химические опыты.

Специальные приложения для интерактивного стола стимулируют мыслительную активность ребенка, развивают логику, усиливают концентрацию внимания. А также позволяют детям выстраивать взаимоотношения друг с другом, учат договариваться между собой, ведь участников игры много, и у каждого есть свои желания и интересы.

В зоне для творчества представлены различные инструменты, побуждающие детей творить и создавать продукты по собственному замыслу. Сегодня в творческий процесс включаются интерактивные технологии, благодаря которым ребенок может создать не просто рисунок, а целый мультфильм. Чтобы нарисованный персонаж ожил и началась сказка достаточно просто отсканировать рисунок и нажать на кнопку. Синематограф предоставляет ребенку возможность не только просматривать анимационные фильмы, но и создавать собственные сюжеты на основе своих рисунков.

Для творчества можно использовать различные инструменты, такие как магнитно-маркерная и меловая доски; робот-художник, объединивший в себе творчество и технологию; 3D-ручка, позволяющая создавать различные трехмерные изображения, делать рисунки объемными и использовать их в игровой деятельности.

С помощью 3D-принтера дети всего за три шага могут напечатать то, что им необходимо для игровой или исследовательской деятельности: игрушки, инструменты, фигуры, формочки и другие материалы.В процессе подготовки объекта к печати дошкольники погружаются в увлекательный мир моделирования объекта, выделяя его ключевые признаки. 3D-принтер позволяет детям изучить весь процесс создания продукта от моделирования до результата, формировать представления о проекции изображений в трехмерное пространство и получить необходимую деталь конструктора или формочку для игры в песочнице.

Не менее интересным и полезным детям будет и мобильный полифункциональный стол. Его можно использовать как место для лепки, сбора мозаики, настольных игр, так и в качестве мольберта для рисования. На столешнице есть специальная накладка, куда можно положить кисточки, карандаши, маркеры. Благодаря удобным механизмам ребенок может самостоятельно поднимать и опускать столешницу, а также передвигать стол в выбранное место.

Это далеко не весь перечень оборудования и инструментов, Лаборатория постоянно развивается и пополняется самыми интересными и современными средствами и технологиями для развития детей. В ней появляются новые практические решения для работы с детьми. Специалисты МЦКО систематически отслеживают новинки в области дошкольного образования, а также учитывают советы и предложения коллег-практиков из московских школ.


От первого лица