• +7 (495) 952-09-05

Учитель и новые технологии в образовании

Main 1551252213 mar15397

Сегодня компьютеры и гаджеты – незаменимые помощники в работе учителя в школе. С их помощью уроки становятся интереснее и понятнее современным школьникам. Контрольные работы переводятся в электронный вид, электронные сервисы в онлайн-режиме проверяют работы школьников и выдают результат. В чем их преимущество и заменят ли современные программы учителя в ближайшем будущем? Об этом – в материале директора Московского центра качества образования Павла Кузьмина.

С каждым годом московская система образования использует все больше технологических новинок, компьютерных технологий. Современная школа создает все условия для того, чтобы любой ученик и учитель проявляли и развивали себя, используя самое современное оборудование.

Московский центр качества образования также идет в ногу со временем, реализуя актуальные проекты по оценке знаний учащихся. Проведение государственной итоговой аттестации с каждым годом становится технологичнее и современнее: например, при рассмотрении апелляций используется удобный формат конференцсвязи. Кроме того, в электронный вид переведены диагностики МЦКО. Когда-нибудь, возможно, все итоговые экзамены будут проводиться в электронном виде. Уже сегодня для этого внедряется новая технология – «прокторинг».

Прокторинг – это процедура наблюдения и контроля во время проведения компьютерной диагностики учебных достижений учащихся, которая сочетает автоматический и человеческий мониторинг. Данная технология позволяет получить независимую оценку знаний, причем для этого совсем не обязательно ехать в Центр независимой диагностики. На компьютере специальная программа фиксирует каждое действие пользователя, в том числе и звуковой фон. Оператор проверяет полученную информацию о действиях участника диагностики и принимает решение о соблюдении или нарушении им данной процедуры.

В будущем прокторинг позволит сдавать экзамен или проходить диагностику в любом месте. Например, не выходя из дома написать работу по математике. Новые онлайн-технологии дают огромные возможности для мониторинга навыков, знаний. За ними – будущее, и мы во многом упростим процедуру проведения проверочных работ, используя современные технологии.

С декабря 2018 года апробация новой технологии начала проводиться в столичных школах, что поможет сделать независимую оценку знаний удобнее и доступнее для каждого школьника и педагога в любой точке страны и мира.

Начиная с апреля 2018 года специалисты Московского центра качества образования провели более 27 тысяч ученико-диагностик с использованием технологии прокторинга.

Для проверки знаний в режиме онлайн специалисты Московского центра качества образования разработали и запустили сервис самоподготовки «Мои достижения», который представляет собой единую онлайн-платформу, где публикуются проверочные работы по всем школьным предметам, задания в формате государственной итоговой аттестации и предпрофессиональной направленности. В нем можно также найти международные тесты, которые пригодятся тем, кто решил сдавать, к примеру, английский язык на международный сертификат. Организация экономического сотрудничества и развития специально для сервиса «Мои достижения» предоставила банк открытых заданий PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) из предыдущих циклов.

За два года работы с помощью сервиса «Мои достижения» свои знания по разным предметам проверили 200 тысяч активных пользователей. Загружено более 1200 вариантов проверочных работ. Доступны работы по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

Главное достоинство сервиса заключается в том, что он позволяет учащемуся самостоятельно проверить свой уровень знаний в удобное время и в любом месте. Все, что для этого нужно, – смартфон или планшет, или любой компьютер, который имеет доступ в Интернет. После диагностики пользователь получает подробную информацию о своей работе. Это позволяет следить за ходом подготовки, помогает понять, какие темы учащемуся стоит повторить. Также сервис помогает справиться со стрессом: проект не ставит оценок, дети могут оценить себя сами. Ребенок может самостоятельно понять, на каком уровне он находится, и предпринять дальнейшие шаги для совершенствования своих результатов.

Разработчики платформы регулярно пополняют банк заданий и развивают функционал. В перспективе планируется внедрение функции распознавания речи пользователя для автоматической проверки устных ответов.

Но при всех достоинствах новых технологий ни один компьютер не научит ребенка доброте или честности. Учитель – это не тот, кто рассказывает на уроке, что 2*2=4, это человек, который учит определенным нравственным навыкам, поведению в обществе, грамотным взаимоотношениям. Знания и навыки – это инструменты для того, чтобы каждый ученик развивал в себе такие качества, как отзывчивость, справедливость, порядочность и т.д.

Сегодня учителям нужно завоевать доверие учеников. Это тяжело, это непривычно, этому не учили в вузе. Сейчас другое время, другие дети. Мы должны быть популярны у современных школьников, мотивировать их на изучение своего предмета. Это непросто. Мы все учились не так, как сейчас учатся наши дети. Мы сравниваем с тем, что было. Но так, как было, уже не может быть сейчас, мир изменился. Приходится искать новые технологии, новые методы и формы взаимодействия.


От первого лица