• +7 (495) 952-09-05

Марина Демидова: «В физике есть все, чтобы стать интересным и любимым предметом»

Main dsc05569

Как подготовиться к ЕГЭ по физике, избежать ошибок на экзамене, увидеть и понять красоту сложных физических задач? Об этом и многом другом в интервью пресс-службе Московского центра качества образования рассказала руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике Марина Демидова.


– Много ли выпускников выбирают физику в качестве предмета по выбору на ЕГЭ? Увеличилось их число в последние годы или наоборот уменьшилось?

– Единый государственный экзамен по физике не является обязательным, его выбирают те, кто собирается поступать в вузы на различные инженерно-технические специальности. В целом по стране за последние три года число сдающих ЕГЭ по физике остается на уровне примерно 24% от общего числа выпускников. В Москве этот экзамен менее популярен, здесь число участников – около 18%. Физику выбирают, как правило, юноши. В Москве они составляют 80% от общего числа участников экзамена.

– В этом году изменений в ЕГЭ по физике нет. А в дальнейшем планируется вносить какие-либо изменения и коррективы в этот экзамен?

– Экзаменационная модель по физике претерпела существенные изменения в 2015 году и хорошо себя зарекомендовала в процессе проведения экзамена. В 2016 году в структуре контрольных измерительных материалов действительно никаких изменений не будет. Вообще, в контрольных измерительных материалах ЕГЭ постепенно идет отказ от заданий с выбором одного верного ответа. В 2017 году такие изменения будут внесены и в экзаменационную модель по физике.

– Какие ошибки чаще всего допускают ученики на выпускном экзамене по физике?

– Как известно, каждый допускает свои собственные ошибки. Давайте ориентировать наших выпускников на успех.

Очень обидно бывает, когда ошибки на экзамене допускаются не из-за незнания материала, а по невнимательности. Например, в варианте по физике довольно много заданий, в которых нужно провести вычисления и записать числовой ответ. В этих случаях нужно обращать внимание на то, в каких единицах требуется представить ответ и каким образом провести округление, если это указано в условии.

И еще один важный момент. Как правило, задания по физике базируются на анализе различных процессов и явлений. Даже если в задании требуется определить какие-либо величины, характеризующие тот или иной процесс, не нужно сразу пытаться «подобрать нужную формулу». Сначала нужно представить себе описанную в тексте ситуацию и проанализировать предложенные процессы. Зачастую этого бывает достаточно для ответа на вопрос.

– Какие рекомендации Вы можете дать детям, родителям, учителям по подготовке к ЕГЭ по этому предмету?

– Залог успешной сдачи ЕГЭ по физике – глубокое знание предмета. А основными книгами при подготовке к экзамену должны стать: школьный учебник для профильного уровня изучения предмета и задачник. При этом нужно обратить внимание на то, какие формы заданий используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по физике.

Хочу отдельно остановиться на оценивании заданий с развернутым ответом. Это расчетные задачи высокого уровня сложности по физике. Здесь важно заранее изучить критерии оценивания и придерживаться тех правил представления ответа, которые там прописаны. Например, не забывать описывать вновь введенные физические величины или проверять полученный числовой ответ.

Знакомясь с требованиями к решениям расчетных задач, нужно обратить внимание на кодификатор. Практически в каждом его пункте представлены формулы. Их можно использовать в решении расчетных задач с развернутым ответом при записи основной системы уравнений. Даже если учащийся помнит наизусть одну из нужных формул (например, для дальности полета для тела, брошенного под углом к горизонту), то если она отсутствует в кодификаторе, на экзамене ее придется вывести из других основных формул и законов.

– Как, на Ваш взгляд, учитель может помочь школьникам понять и полюбить физику?

– Не секрет, что физика – наука экспериментальная. Поэтому первое, что привлекает, – это интересные лабораторные работы, демонстрационные эксперименты, которые показывает учитель, это возможность самостоятельно исследовать удивительные явления природы. А если любопытство переходит в устойчивый интерес, то здесь раскрывается и красота сложных физических задач. В физике есть все, чтобы стать интересным и любимым предметом. И совсем необязательно, чтобы интерес к предмету был связан с дальнейшей специальностью школьника.


От первого лица