"Московский комсомолец": Учебный год завершился столично

фото: АГН "Москва"

Учащиеся Москвы установили очередной рекорд по массовости участия в олимпиадах. Количество призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в этом году побило рекорд. Предпрофессиональное обучение в городе расширилось за счет IT-классов. Обновилась Московская электронная школа (МЭШ).

Для школьников в МЭШ запущен онлайн-сервис самодиагностики, позволяющий выявить собственные пробелы в знаниях и лучше подготовиться к контрольным и экзаменам, а учителям всей страны предоставлена возможность не только пользоваться готовыми московскими наработками для подготовки к урокам, но и готовить материалы МЭШ самим с возможностью получения грантов правительства Москвы. Таковы итоги 2018-2019 учебного года, подведенные столичным Департаментом образования и науки.

Одним из ведущих новых трендов современного обучения школьников является развитие системы предпрофессионального образования. В стороне от этого процесса не осталась и Москва. Поэтому в рамках мегапроекта «Интеграция разных уровней образования для достижения новых результатов» в городе была создана целая группа классов различной направленности. В их числе — инженерные (на этом направлении задействованы 103 школы, более 8 тыс. учеников, 23 федеральных вуза, несколько высокотехнологичных предприятий); медицинские (69 школ, более 4 тыс. учащихся, два ведущих медуниверситета); Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования (36 образовательных организаций, более 65 тыс. учеников, Курчатовский институт); академические (13 школ, более 800 школьников, 14 вузов, 23 научных института); кадетские классы (195 школ, 16,5 тыс. обучающихся). В 12 вузах открыты предуниверсарные школы, где занимаются 5 тысяч учеников, и новый предпрофессиональный проект — IT-классы.

— У девятиклассников в этом году впервые появилась возможность получить навыки работы в IT-области, попробовать себя в этой профессии, — рассказала директор Московского центра технологической модернизации образования Марианна Лебедева. — Основные задачи IT-классов — обновление образовательных IT-программ; привлечение к обучению школьников серьезных компаний и вузов; организация высокотехнологичных уроков и стажировок, а также предпрофессиональных экзаменов, где ребята смогут создавать профессиональные IT-продукты. Не забыты и педагоги. Прямо сейчас 79 учителей информатики проходят обучение, осваивая новые курсы по ведущим направлениям обучения в IT-классах (программирование, информбезопасность, большие данные и т.п.).

Другое новшество столичного образования этого года — открытие Московской электронной школы для всех пользователей страны и мира. Оно прошло в два этапа. 21 марта все материалы МЭШ стали доступны всем пользователям Интернета. А с 27 мая у всех желающих появилась возможность создавать собственные материалы для МЭШ, рассчитывая при этом на получение гранта правительства Москвы, если эти материалы будут востребованы. Гарантией качества является модерация 100% материалов МЭШ, которую обычно проводят учителя, уже получившие гранты мэра Москвы за свой вклад в МЭШ. На данный момент в МЭШ благодаря новшеству уже зарегистрировались около 1 тыс. пользователей из других регионов и даже стран.

В конце 2018–2019 учебного года в рамках МЭШ появилось и другое новое направление — сервис самодиагностики, дополнил глава Московского центра качества образования Павел Кузьмин:

— По сути дела, это онлайн-сервис по проверке готовности школьников к контрольным работам. Сейчас этот сервис работает по 5 предметам младшей школы и по 12 предметам средней и старшей — и позволяет выявить и ликвидировать пробелы в знаниях каждого школьника.

Принципиально важно, что результаты самодиагностики видны только самим школьникам и их родителям и не влияют на школьные оценки. По этой ли или по какой-то другой причине, но идея оказалась настолько популярной, что с момента запуска сервиса 15 апреля до начала июня, т.е. всего за полтора месяца, им воспользовались более 1,1 млн человек! Самыми популярными среди школьников предметами оказались русский язык и математика, и, по наблюдениям Центра качества образования, ребята, которые воспользовались новой возможностью, показали потом лучшие результаты на контрольных.

Однако, пожалуй, сильнее всего впечатляют результаты москвичей на главном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

— Раньше 15% всех дипломов Москве давал СУНЦ, куда съезжались ребята со всей страны, — рассказал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. — А в этом году у нас рекордные 944 диплома, включая 204 диплома победителя заключительного этапа. И этих победителей и призеров подготовили 228 школ — 40% всех школ города! Примечательно, что все они равномерно распределены по всей Москве, тогда как в 2010 году школы-лидеры в основном концентрировалась в центре города и на юго-западе. Неудивительно, что 94% всех победителей олимпиады по английскому языку в этом году составляют москвичи, тогда как на всю остальную Россию осталось 6%.

Любопытно в этой связи и сравнение динамики результатов Москвы и четырех следующих по результативности регионов — Санкт-Петербурга, Татарстана, Московской и Челябинской областей. По числу победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в расчете на 100 тысяч населения Москва значительно опережает остальных членов пятерки лидеров — 7,48 диплома против 2,29 диплома в других регионах.

— В столичных школах учатся 1,48 млн детей. И у всех есть возможность получить качественное образование в достаточно комфортных условиях, — подытожил замглавы столичного департамента образования и науки Александр Гаврилов. — Родители «голосуют ногами» за ближайшую школу у дома: их выбирает подавляющее большинство москвичей.

— Открою небольшой секрет, — сообщил Ященко. — Скоро у нас появится совместная олимпиада для ребят и взрослых. Среди предметов, по которым она пройдет, точно будут математика и история Москвы.


Марина Лемуткина, Алексей Кирин, "Московский комсомолец"


От первого лица