Проверка знаний по английскому языку в формате виртуальной реальности с применением искусственного интеллекта

О новой разработке МЦКО рассказывает начальник Управления Богдан Легостаев:

О VR-диагностиках

МЦКО одним из первых в мире разработал диагностики в формате виртуальной реальности, благодаря которым каждый школьник может проводить исследования, выдвигать гипотезы, не боясь допускать ошибки.

Использование VR в учебном процессе дает новые возможности учащимся, помогает развивать свои исследовательские навыки, очень важные в XXI веке. VR-диагностики являются одним из новых методов оценки качества образования в школах.

Летом 2016 года в МЦКО появились первые VR-диагностики по физике и биологии. Диагностики в виртуальной реальности позволяют моделировать разные среды: то, что нельзя сделать на уроке – опасные опыты, эксперименты, путешествие в космос. То, что объективно нельзя сделать в реальной жизни – технология VR позволяет визуализировать и дать реальный опыт.

Сейчас много обучающего контента в формате виртуальной реальности, но нет контента, который бы проверял знания, и как раз летом 2016 года мы решили это исправить и разработали лабораторные работы по физике и биологии. Это и есть пример моделирования нестандартной ситуации и интересного сеттинга (англ. setting «помещение, установка, обстановка» – среда, в которой происходит действие; место, время и условия действия) – путешествие на незнакомую планету, где ставятся разные физические опыты и углублено проверяются знания школьника.

Диагностика завершается определенным алгоритмом оценивания, по каждому ребенку мы можем дать статистику: какие задания он выполнил, насколько хорошо знает ли ту или иную тему, то есть даем обратную связь. Мы в игровой форме проверяем реальные знания по школьным предметам в контексте жизненных ситуаций.

У нас функционирует мобильный центр независимой диагностики, который выезжает в Школы. Это выездная лаборатория, оснащенная оборудованием: переносными шлемами, стационарными устройствами для виртуальной реальности, планшетами – в нем есть все, что необходимо для проведения независимых диагностик в формате VR. Наши коллеги выезжают с этим оборудованием в любую московскую Школу по заявке. Приезжают, как правило, во второй половине дня, после окончания основного учебного процесса, разворачивают оборудование, и школьники проходят диагностики.

Наши специалисты выезжают 3-4 раза в неделю, а также по выходным дням, в рамках фестивалей МРСД, а в каникулы – почти каждый день. Все Школы сейчас подключены к Интернету, но у нас есть резервное оборудование на случай сбоев, наши специалисты обязательно привозят его с собой.

Разрабатывают VR-диагностики специалисты МЦКО и эксперты, московские педагоги. Идеологами выступают сотрудники МЦКО: определяют темы, предметы, для каких возрастных групп, по каким направлениям нужны диагностики. Потом эксперты формулируют задания с академической точки зрения. Московские учителя смотрят задания с точки зрения содержания, тестологии, методики, педагогических особенностей.

На данный момент существуют и успешно используются независимые диагностики по физике, биологии, астрономии, ОБЖ и по английскому языку. С момента запуска проекта проведено более 10 тысяч диагностик в формате VR.

Применение диагностик в формате виртуальной реальности способствует проверке не только знаний, но и умений учащихся, вызывает интерес у школьников, повышает эмоциональную составляющую.

Участники диагностик в формате виртуальной реальности не видят в них проверочную работу. Для них это интересное и полезное времяпрепровождение.

С 3D-очками контрольная больше похожа на квест. Например, вы становитесь героем анимационного фильма или отправляетесь на незнакомую планету, где вам необходимо измерить скорость свободного падения предмета. Нужно определить, есть ли в этой среде сила притяжения, какие факторы влияют и т.д.

Диагностика длится не более 15 минут, а возможность списать полностью исключена!

В ближайшее время появятся диагностики в формате виртуальной реальности по стереометрии, химии.

Для стереометрии разработаны 150 задач, с помощью которых можно проверить знания по всем темам курса. Вместе с данной диагностикой разработан специальный конструктор задач, который позволяет учителю создать задачу любой сложности.

VR-диагностика по химии будет включать в себя 10 уникальных лабораторных работ, где участник не только сможет проверить знания правил проведения химических реакций, но и отработать умения выбирать верное оборудование для каждого конкретного опыта.

В диагностике по астрономии смоделирована модель Солнечной системы, в которой есть 10 планет, астероидный пояс, спутники и даже космический мусор. Разработаны интерактивные задания, в которых можно передвигать планеты, чтобы выбрать их верное расположение относительно Солнца, а также «перелетать» с планеты на планету для исследования всей Солнечной системы.

Для ОБЖ в виртуальной реальности сымитирована ситуация (возгорание в здании), при котором участник должен как можно быстрее эвакуироваться, соблюдая технику безопасности. Его задача – за секунды сориентироваться в пространстве и выбраться из задымленного помещения.

Интерес к VR-диагностикам у иностранных коллег

Иностранные коллеги проявляют большой интерес к VR-диагностикам. На всех международных выставках они всегда пользуются популярностью.

Когда два года назад в Центр независимой диагностики приезжали итальянцы, они были в восторге от увиденного и очень хотели, чтобы у них это тоже было, и очень жалели, что таких диагностик нет на английском языке.

Теперь все наши диагностики разрабатываются на двух языках: на русском и на английском.

Мы показываем VR-диагностики не только иностранным коллегам, которые приезжают к нам, но и привозим с собой в зарубежные поездки, на международные мероприятия. Когда мы участвовали в выставках BETT два года подряд и представляли там VR-диагностики на нашем стенде, то было очень большое количество желающих их пройти.

VR-диагностика по английскому языку

Одна из наших последних разработок – VR-диагностика по английскому языку для учащихся 5-9 классов. Ее главная особенность – интеллектуальная система распознавания речи.

Она проходит в трех виртуальных пространствах – в кафе, офисе и тренажерном зале. В каждом из них присутствует персонаж, с которым предстоит пообщаться учащемуся: знакомый, начальник и тренер.

С помощью гарнитуры ребята получают возможность общаться на английском языке с виртуальным персонажем. Пока ребенок отвечает на вопросы, программа с помощью искусственного интеллекта и специальной системы распознавания речи в реальном времени определяет фонетику и грамматику его разговора, автоматически проверяет правильность ответов и указывает места, где была допущена ошибка.

Еще в диагностике разработаны задания, которые проверяют умение школьника работать с предлогами, прилагательными, позволяют оценить навыки владения языком и общую эрудицию ребенка.

Есть и дополнительные возможности. В одном из режимов используется высокая степень геймификации: школьнику нужно перемещать различные предметы в заданные места и накапливать баллы.

Всего ребятам доступно более 40 вариантов заданий в игровой форме.

После завершения ответа система автоматически сформирует отчет, содержащий статистику по различным показателям: время, использованное на ответ, вид задания, процент выполнения заданий. Это позволяет оценить, на каком уровне ученик владеет английском языком, и скорректировать индивидуальный процесс обучения на основании выявленных академических пробелов.

Как принять участие в VR-диагностиках

Любой желающий может прийти в Центр независимой диагностики МЦКО и бесплатно проверить свои знания с помощью очков виртуальной реальности.

Зарегистрироваться на диагностики можно на сайте Московского центра качества образования. В разделе «ЦНД» нужно выбрать подраздел «Индивидуальная диагностика». Далее из выпадающего списка выбираете тип участника (обучающийся или педагог), тип диагностики, класс, предмет и дату проведения. После регистрации на почту придет уведомление. Эта же информация сохраняется и в личном кабинете участника на сайте.


От первого лица