Диагностика онлайн: у московских школьников появилась возможность проверить свои знания

При переходе московских школ в режим дистанционного обучения у школьников появилась возможность не выходя из дома проверить свои знания с помощью онлайн-диагностик Московского центра качества образования. Полученные результаты помогают школьнику понять, есть ли у него пробелы в знаниях и необходимо ли сделать упор на изучение определенных тем.

Для прохождения онлайн-диагностики нужен компьютер, а также мобильный телефон с веб-камерой, с помощью которой отслеживается весь процесс. Сервис идентифицирует школьника, анализирует его действия в процессе работы, фиксирует возможные нарушения и уведомляет проктора – наблюдателя, который контролирует работу системы. Проктор проверяет полученную информацию о действиях участника диагностики и принимает решение, нарушена ли процедура.

В чем же заключается работа проктора? Об этом мы поговорили с Ларисой Ждановой, специалистом Московского центра качества образования и опытным проктором.

Лариса, расскажите, пожалуйста, кто такой проктор?

Сейчас в Центре независимой диагностики особенно востребована онлайн-диагностика, которая проводится с применением технологии прокторинга – процедуры удаленного контроля за процессом. Сеанс проходит с участием виртуального проктора, в обязанность которого входит наблюдение за ходом выполнения работы.

По сути, проктор – тот же организатор в аудитории, прежде всего, он следит за тем, чтобы участники соблюдали требования правил проведения. Проктор всегда должен быть спокоен, вежлив и доброжелателен.

Нужен ли системе удаленного наблюдения проктор, тем более что сеанс может проходить и без его присутствия? Безусловно, система сама контролирует процесс проведения, фиксирует нарушения, а в конце оценивает уровень доверия к результатам диагностики. Но при этом одним из самых важных механизмов оценивания является оценка онлайн-диагностики именно проктором – по результатам дистанционного сопровождения участника. Только проктор может определить нарушение, связанное с использованием дополнительного оборудования, например, калькулятора при проведении онлайн-диагностики по профильной математике.

Проктор вовсе не пассивный наблюдатель: он может общаться с участником во время сеанса в чате, по видеосвязи, с помощью микрофона, давать необходимые указания по загрузке листов ответов, если это предусмотрено условиями. При возникновении технических проблем проктор может помочь с их решением.

Вы работаете из дома? Как организовано ваше рабочее место?

Сейчас все сотрудники МЦКО работают удаленно, из дома. Из-за востребованности сервиса к прокторингу было привлечено большинство специалистов центра. Для работы нужно иметь ноутбук или ПК и доступ в Интернет. В определенное время в соответствии с расписанием виртуальных аудиторий проктор входит в систему до начала онлайн-диагностики, с помощью алгоритма поиска выбирает участников и начинает процесс наблюдения. Когда диагностика завершена, проктор должен поставить оценку сеансу – положительный или отрицательный отзыв. Если отзыв положительный, участник получит результаты и свидетельство. В случае отрицательного отзыва проктор должен оставить комментарий, на каком основании сеанс признан неудачным. Проктор может оставить сеанс без оценки, если у него возникли какие-либо сомнения, и тогда с помощью постпрокторинга – просмотра записи удаленного наблюдения другими прокторами – выносится коллегиальное решение по оценке сеанса.

Нужны ли какие-то особые навыки?

Чтобы работать проктором, необходимо иметь навыки работы на компьютере и пройти соответствующее обучение по работе с программным обеспечением. Сначала будущий проктор занимается теорией: изучает правила проведения онлайн-диагностики, возможные технические проблемы и их решения, инструкцию для участника. Особое внимание уделяется изучению нормативной базы – Правил проведения независимых диагностик/ознакомительных тренингов в режиме онлайн, размещенных на сайте Московского центра качества образования. Затем он переходит к практической части – участию в мастер-классе, на котором будущий проктор получает представление о работе в системе, учится самостоятельно следить за участником, общаться с ним в чате с помощью шаблонов, по аудио- и видеосвязи.

Пытаются ли участники обмануть прокторов? И есть ли вообще такая возможность?

90% диагностических работ проходит без существенных нарушений. Однако система в первую очередь фиксирует видимые действия: переключен фокус на стороннее приложение, нет видео с экрана или слышен разговор, шум на фоне. На экране монитора появляются значки, сигнализирующие о наличии нарушений.

Проктор также очень внимательно следит за действиями участника, и если замечает что-нибудь подозрительное, то предупреждает участника о возможном отступлении от правил и дальнейших последствиях. К этому можно добавить, что любые нарушения со стороны участника идут ему не на пользу, потому что время, затраченное на выяснение обстоятельств, не добавляется к общей продолжительности, то есть участник попросту крадет его у себя.

Какие сложности возникают в работе?

Идеально проведенный сеанс – это отсутствие нарушений и технических проблем, непрерывная работа сети Интернет. Если у участника возникают технические трудности в подготовке оборудования, проктор обязательно старается помочь участнику в решении проблем, проинструктирует его или обратится за помощью к техническому специалисту.

Хочется похвалить наших школьников. У этой категории участников, особенно учащихся средних и старших классов, практически не бывает технических проблем: они прекрасно владеют гаджетами, им понятна IT-терминология.

Как стать участником диагностики?

Для того чтобы проверить свои знания, необходимо зарегистрироваться на сайте МЦКО. При выборе типа диагностики нужно указать «онлайн-диагностика». Подробная информация о диагностиках в онлайн-формате размещена на сайте Московского центра качества образования.


Источник: http://www.edu.ru


От первого лица