Как сдать ЕГЭ по литературе

Экзамен по литературе – один из предметов по выбору на ЕГЭ. Его в основном сдают школьники, поступающие на гуманитарные факультеты, ребята, мечтающие о творческой профессии. Но так ли легко сдать этот предмет?

Об особенностях экзамена, дистанционной подготовке, типичных ошибках выпускников, за которые снижают баллы, и родительской поддержке рассказывает доктор филологических наук, ведущий эксперт Московского центра качества образования, председатель предметной комиссии ЕГЭ по литературе города Москвы Светлана Колосова.

Особенности и нововведения

ЕГЭ по литературе в 2020 году ничем не отличается от модели экзамена прошлого и позапрошлого года. Последние изменения в нем были в 2018 году. Экзамен по-прежнему состоит из 17 заданий:12 – тестовых вопросов и 5 – заданийс развернутым ответом. 8 и 15 задания направлены на комплексный анализ текста, 9 и 16 –на сопоставительный анализ произведений и 17 задание –сочинение. Немного изменились критерии оценивания, они стали строже. Например, в задании № 8 есть три критерия: «Соответствие ответа заданию» (К1), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К2), «Логичность и соблюдение речевых норм» (К3).

Максимально по каждому критерию может быть поставлено два балла, то есть шесть баллов за ответ по данному заданию. Однако если ученик при интерпретации текста исказил авторскую позицию, то больше 0 баллов по второму критерию он получить не сможет. Но и оценка по первому критерию автоматически снижается до одного балла, а третий критерий не оценивается совсем. То есть в случае, если при ответе на вопрос учащийся допустил искажение авторской позиции, то больше одного балла из шести он за это задание не получит. Это серьезная ситуация и серьезная потеря, поэтому мы призываем выпускников бережно обращаться с текстом произведения и стараться в процессе анализа обращать внимание на особенности творчества автора.

Подробнее о критериях оценивания можно почитать на сайте Федерального института педагогических измерений: https://fipi.ru/ege/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf#!/tab/173729394-10

Об особенностях дистанционной подготовки к ЕГЭ

Чтобы эффективно готовиться к экзаменам дистанционно, надо быть целеустремленным человеком и четко понимать, что ты в жизни хочешь и почему тебе действительно важно сдать этот экзамен на высокий балл. Дистанционная форма хороша тем, что она позволяет осуществить точечную подготовку, то есть сделать акцент на тех предметах, которые выпускнику необходимы для поступления в вуз.

В этом году мы провели много тематических вебинаров, подготовили видеоконсультации, все они выложены на сайте Московского центра качества образования: https://mcko.ru/pages/webinars_preparing_gia. Мы постарались сориентировать выпускников в формате заданий, наглядно показать, что должно быть в ответах, а чего лучше избегать, проанализировали ошибки учащихся, предложили алгоритмы работы над заданиями разного типа. Надеюсь, это поможет выпускникам справиться с экзаменационными испытаниями более уверенно.

Кроме того, учащиеся активно участвуют в онлайн-диагностиках в формате ЕГЭ. Это позволяет не только сориентироваться в баллах, на которые можно рассчитывать на экзамене, но и отработать формат каждого вида задания, освежить знания произведений, подумать, как разумно распределить время на экзамене.

Особым бонусом, на мой взгляд, является возможность после прохождения диагностики получить консультацию экспертов по своей работе, не только комментарий по полученным баллам, но, что более важно, получить анализ ошибок по работе и рекомендации по их устранению.

Подробная информация о прохождении диагностики в онлайн-формате размещена на сайте МЦКО: https://mcko.ru/pages/information_about_cnd_online

Кто сдает ЕГЭ по литературе

В последние годы количество одиннадцатиклассников, сдающих ЕГЭ по литературе, примерно одинаковое – это порядка 7–7,5 тысяч выпускников. В основном, это ребята, которые поступают на филологические факультеты, факультет журналистики, в театральные вузы, в цирковые училища, выбирают профессию дизайнера и другие гуманитарные направления.

Как получить высокие баллы на ЕГЭ по литературе

Прежде всего, нужно освежить знание текстов. Для того чтобы ответ по литературе был глубоким и полноценным, надо хорошо знать текст: сюжеты произведений, особенности образов героев, может быть, короткие, но яркие цитаты, характеризующие их. Чем лучше знание текста, тем больше шансов дать глубокий полный ответ. Особые пожелания – учить стихи. Пусть не целиком, важно выучить хотя бы отдельные строфы стихотворений, даже строки, чтобы на экзамене аргументировано отвечать на поставленные вопросы, держать в голове материал для анализа.

Еще я рекомендую выпускникам систематизировать свои знания, потому что объем очень большой. Можно, например, составлять таблицы по сквозным темам: в одном столбце – формулировка темы (например, тема малой родины, творчества, искусства, войны и т.д.), в другом – прочитанные произведения с кратким комментарием к ним. Это поможет в подготовке к экзамену.

Типичные ошибки

Мы проводим отдельные занятия, вебинары по этой теме и для учеников, и для учителей. Самая главная ошибка современного поколения – слышать не совсем то, что тебе говорят, неумение четко соответствовать формату задания. На экзамене в ответе на вопрос нужно писать не то, что хочется сказать по этому поводу, а ровно то, о чем спрашивают в задании. Надо хорошо знать направление заданий, критерии оценивания по каждому из них и внимательно читать формулировку вопросов. Очень часто вопрос – это подсказка к ответу.

Прежде чем приступать к ответу, нужно выделить ключевые слова в формулировке задания и понять, в чем состоит задача. Это касается всех заданий с развернутым ответом. Надо помнить, что первый ключевой критерий – это как раз соответствие ответа заданию. То есть если задание на комплексный анализ текста, то нужно четко ответить на поставленный вопрос, аргументировав свой ответ. Если это 9 и 16 задания, направленные на сопоставительный анализ текста, то учащийся должен сопоставить каждый из приведенных примеров с исходным текстом. Если сопоставления нет, то, как бы хорошо он ни ответил на вопрос, ответ не будет соответствовать задаче и баллы будут снижены.

В сочинении действует тот же принцип: тема должна быть раскрыта ровно в том направлении, какое задано формулировкой. Очень часто бывает, что учащийся видит произведение, которое он любит и хорошо помнит, и начинает в работе писать все, что может сказать по этому поводу. Но каждая тема имеет свой особый разворот, и об этом очень важно помнить.

Например, тема сочинения звучит так: «Какую роль играют монологи Чацкого для раскрытия образа героя?» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). Очень часто учащиеся видят, что в теме обозначен образ Чацкого и пишут все, что они могут сказать об этом герое, забывая, что формулировка на самом деле довольно сложная, литературоведческая. Она предполагает раскрытие такого термина как «монолог» и задача – показать, как монолог в качестве одного из средств создания образа способствует раскрытию героя. Если учащийся упустил этот нюанс в формулировке темы, то потеряет баллы уже по первому критерию. Поэтому нужно очень внимательно отнестись к выбору темы, найти ту, которая будет максимально понятна и по которой легко ориентироваться в тексте произведения.

Отдельно хочется сказать об умении анализировать художественное произведение, потому что степень освоения литературы как предмета – это именно умение или неумение анализировать текст. К сожалению, учащиеся не всегда понимают, что такое анализ текста, и очень часто под аргументацией они подразумевают или пересказ сюжета, или общие размышления о произведении. Аргументация на уровне анализа художественного произведения подразумевает ссылку на конкретный элемент текста и интерпретацию этого элемента, будь то образ, мотив, деталь, эпизод и т.д. Если выпускник анализирует художественное произведение, то, как правило, получает высокие баллы. Если же анализ подменяется пересказом текста или общими рассуждениями, то балл довольно существенно снижается.

Бывают очень интересные работы, которые показывают неординарную, яркую личность, и их всегда интересно читать, но важно при этом вписаться в критерии, по которым работы оцениваются. Нестандартные высказывания и рассуждения пригодятся таким выпускникам в будущем для их индивидуальных проектов, научных и научно-популярных статей и т.п. Но на экзамене нужно играть по правилам, чтобы иметь возможность поступить в любимый вуз и реализовывать там свои творческие планы.

Еще одна ошибка, с которой тяжело бороться: очень часто учащимся кажется, что чем оригинальнее они преподнесут произведение, тем будет правильнее. Они часто путают сочинение по литературе с итоговым сочинением, которое имеет совсем другой жанр, предполагает высказывание личностного характера. А сочинение по литературе – это мини-научное высказывание, где самое главное не презентовать себя и свою оригинальность, а показать, как ты умеешь выявлять авторскую позицию. Для этого надо хорошо знать эпоху, к которой принадлежал автор произведения, особенности художественного метода, в котором писатель себя проявлял, знать традиции, которым он следовал и т.д. Здесь задача проявить себя не в том, чтобы продемонстрировать, как нестандартно ты мыслишь, а показать свое умение понимать другого человека, автора, его философскую позицию, высказанную через художественное произведение. Интерпретировать текст – не означает додумать его. Когда учащиеся начинают домысливать, это приводит к фактическим ошибкам и, соответственно, к нежелательным результатам и бывает очень обидно снижать за это баллы.

Рекомендации учителям по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе

Прежде всего, я призываю учителей активно заниматься анализом художественного произведения на уроках и особое внимание обращать на анализ лирических произведений, потому что, как показывает практика, анализировать стихотворение учащимся намного сложнее. По тем ответам, которые мы иногда получаем, становится понятно, что учащиеся не совсем понимают, как это делается. Например, часто вместо анализа стихотворения дается его последовательный пересказ по строфам или перечень всех тропов, которые только можно, а иногда и нельзя, в этом стихотворении найти. Поэтому главная просьба к учителям – больше времени уделять работе с художественным словом как основой анализа текста.

Интерпретация художественного слова – это целое искусство, и если учащийся умеет выстраивать синонимические, ассоциативные ряды, основанные на этимологии и толковании слова, и будет понимать, как это слово функционирует в конкретном художественном произведении, тогда проблем с анализом текста у него не будет.

Кроме того, необходимо внимательно изучать критерии оценивания при подготовке учащихся к экзамену и объяснять тонкости этих критериев. Например, часто бывает, что учащиеся в своем ответе не создают композицию, там, где она нужна (в частности, в сочинении), и создают ее там, где это совсем не требуется(в заданиях 8,9,15,16), тратят свое время, силы, допускают речевые и логические ошибки. Поэтому учителям надо самим хорошо ориентироваться в формате экзамена, в требованиях к нему, чтобы транслировать все это выпускникам. В Московском центре качества образования организованы курсы повышения квалификации учителей для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Приглашаем всех желающих.

Рекомендации родителям выпускников

Родителям важно создать условия для выпускников: где-то не попустительствовать, не давать лишней свободы, а где-то наоборот, позволить быть свободным. Важно дать понять ребенку, что родители проживают и переживают весь процесс вместе с ним, что проходят все испытания вместе с детьми.

Если родители гуманитарии и ребенок сдает литературу, то они могут, например, дать советы по прочтению произведений современной литературы, опираясь на свои вкусовые предпочтения. В 17 задании есть сочинение на тему, связанную с произведениями второй половины XX– начала XXIвеков.

Но все же самое главное – это родительская поддержка, с ней все преодолимо. Но разумная, не попустительская поддержка!


https://mel.fm/ekzameny/9472801-ege_literature_guide


От первого лица