Как сдать ЕГЭ по русскому языку

О чем мечтали выпускники прошлых лет и как это поможет нынешним одиннадцатиклассникам? За какое задание можно получить сразу пять баллов? Каким должно быть сочинение по русскому языку? Как не допустить досадных речевых ошибок на экзамене?

На наши вопросы отвечает председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы Роман Дощинский.

- Что нового будет на экзамене по русскому языку в этом году?

- К счастью, наверное, никаких изменений в ЕГЭ по русскому языку в 2020 году не предвидится. Все основные изменения произошли в 2019 году. Поэтому у нынешних выпускников есть возможность поучиться на ошибках, допущенных участниками экзамена прошлого года. Получается, что в течение двух лет (10 и 11 классы) школьники могли и могут тренироваться, отрабатывать те или иные навыки, используя максимально приближенные к экзаменационным варианты.

- Как эффективно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку, чтобы получить высокие баллы?

- Среди безбрежного океана различных электронных помощников для наших выпускников я всё-таки настоятельно рекомендую ребятам чаще обращаться к надёжным и проверенным источникам информации. Это, безусловно, обновлённый сайт Федерального института педагогических измерений, на котором представлен интерактивный ресурс «Открытый банк заданий ЕГЭ». Любой выпускник может зайти на сайт, выбрать тот блок заданий, который является для него самым трудным, и проработать его. Система автоматически обработает результат и незамедлительно выдаст информацию о правильных и неправильных ответах на задания. Не забывайте, что все задания реальных контрольных измерительных материалов на экзамене формируются именно из открытого банка!

- В чем, на Ваш взгляд, преимущества дистанционной подготовки к экзамену?

- Такое большое количество времени, которое можно потратить в этом учебном году на усиленную подготовку к государственной итоговой аттестации, для выпускников прошлых лет было великой мечтой. И вот эта мечта воплотилась в жизнь. Перед выпускниками открылось для свободного (то есть бесплатного) использования столько бесценных интернет-ресурсов. Сеть просто кипит от различного рода экспрессов, интенсивов, активов, которыми можно воспользоваться для успешной подготовки к ЕГЭ. Всё профессиональное педагогическое сообщество в одночасье ринулось помогать российским выпускникам: создавать лайфхаки, вести блоги, снимать видеоуроки и т. д.

- Расскажите о наиболее типичных ошибках на экзамене по русскому языку.

- Задание № 2 требует самостоятельно подобрать пропущенное в микротексте слово. Казалось бы, что здесь может быть сложного, ведь сам контекст является основным инструментом подсказки. Но в задании есть указание на конкретный морфологический или синтаксический ориентир. Поэтому, для того чтобы беспроблемно решать задание № 2, выпускник в процессе подготовки к экзамену обязательно должен повторить достаточно объёмный учебный материал:

  • разряды предлогов,
  • разряды союзов,
  • разряды частиц,
  • разряды местоимений,
  • группы местоимённых наречий (поэтому, так, там, тут, здесь, тогда…),
  • группы вводных конструкций (во-первых, во-вторых; таким образом, значит; кроме того…).

При этом важно тренировать, развивать память! При повторении учебного материала учащемуся нужно запомнить очень много информации. Одних разрядов местоимений – девять штук. Не говоря уже о предлогах, союзах и частицах.

Задание № 5 – лексическое. Оно связано с нормами употребления паронимов в речи. Есть в русском языке такое загадочное явление – паронимы! Это и синонимы, и омонимы одновременно. Надеть – одеть, демократичный – демократический и т. д. Очень похожие слова, но имеющие небольшое отличие в приставке или в суффиксе. Однако за этим отличием стоит и разница в значении и, следовательно, в употреблении.

Для качественного выполнения задания № 5 нужно тщательно отработать те паронимы, которые представлены на сайте Федерального института педагогических измерений в виде словника. Имейте в виду, что в заданиях ЕГЭ будут использованы не все паронимы, которые есть в русском языке, а только те, которые содержатся в словнике.

Задание № 8 имеет определённую сложность в своём формате (это так называемое табличное задание на соотнесение) и объективную содержательную сложность. В этом задании комплексно проверяется знание большинства синтаксических норм современного русского литературного языка. В нем представлен почти весь курс русского языка 8–9 классов. Только не прямо, а сквозь призму культуры речи. Задание оказывается очень ценным в прямом смысле слова: за него максимально даётся пять баллов.

Большую помощь в выполнении задания № 8 может оказать систематизация всех возможных синтаксических ошибок. Начертите себе в виде памятки таблицу со следующими рубриками: тип синтаксической ошибки, пример с ошибкой, пример с исправленной ошибкой. Если вы регулярно при подготовке к ЕГЭ по русскому языку будете использовать такую таблицу, то в вашей голове сложатся необходимые схемы и стандарты выполнения задания.

Задания № 9 – № 12 объединены темой орфографии. В 2019 году эти задания существенно видоизменились. В каждом из них нужно проанализировать целых 15 или 10 слов с теми или иными орфограммами. Да и непредсказуемая множественность ответов (от 2 до 4) создаёт трудность.

При выполнении задания № 9 важно не спутать корни с чередованиями с омонимичными корнями. Например, «замирать» – это слово, имеющее корень с чередованием. А вот слово «примирять» обладает корнем, проверяемым ударением. То же самое: гореть – горевать, застилать – стилистический и т. д.

Кроме того, то, что можно делать в обычной практике написания гласных букв корня, ни в коем случае неприменимо в ситуации чёткого различения проверяемых и непроверяемых гласных. Запомните: не являются проверяемыми и проверочными словами такие пары слов, как патриот – папа, лиловый – лилия, дискуссия – диспут и т. д.

При выполнении задания № 10 следует особое внимание обращать на различение по смыслу таких пар слов: непреложный (неоспоримый) – неприложимый (неподходящий), пребывать (находиться где-то) – прибывать (приходить), претворить (в жизнь) – притворить (дверь) и т. д.

Среди суффиксов, которые вызывают трудность в написании при выполнении задания № 11, отмечу глагольные суффиксы. Например, проигрывать, складывать, одолевать, затмевать, продлевать, застревать.

Задание, которому нужно уделить бо́льшее внимание в подготовке, – это задание № 12 (на правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий). Здесь многое по правилам, но также очень много вне правил. Такими исключениями являются слова: приемлемый, незыблемый, неотъемлемый; движимый; мучащий, мучимый; брезжущий. Настоятельно рекомендую запомнить причастия, в которых сохраняется суффикс -я от инфинитива. Например: рассеянный, отчаянный, взлелеянный, овеянный и др.

Задание № 23 многие выпускники почему-то недооценивают, считая, что оно проверяет исключительно знание типов речи. Во-первых, в чистом виде типы речи (повествование, описание или рассуждение) очень редко встречаются. Неслучайно работа над заданием № 23 строится на примере текстовых фрагментов. Во-вторых, очень часто в задании присутствует комбинация сразу нескольких типов речи, что отражается в формулировке вариантов ответов. В-третьих, это задание за последние годы стало гораздо шире просто типов речи. Будьте готовы к самому широкому спектру логических операций при его выполнении:

  • одно предложение указывает на причину (или следствие) того, о чём говорится в другом предложении,
  • одно предложение служит пояснением (или дополнением) для другого предложения,
  • одно предложение противопоставлено по содержанию другому предложению и т. д.

Таким образом, только внимательное, глубокое и неоднократное чтение «большого» текста станет важнейшем ориентиром для правильного ответа на это задание.

Задание № 25 проверяет способность видеть в тексте средства связи предложений. Прежде всего нужно системно, в комплексе представлять себе все возможные в русском языке средства связи предложений в тексте. Это и лексические средства (повтор, синонимы, антонимы), и морфологические средства (местоимения различных разрядов, местоимённые наречия, союзы, частицы), и синтаксические средства (вводные конструкции). Во многих примерах задания № 25 встречается сразу несколько средств связи. Это совершенно нормальное явление, которое, по большому счёту, помогает дать правильный ответ.

Необходимо также помнить: понять, является или не является то или иное слово средством связи, можно только при совместном, как бы слитном чтении двух соседних предложений – данного предложения (в котором вы хотите обнаружить средство связи) и предыдущего (с которым как раз и устанавливается связь).

И, наконец, нельзя не сказать несколько слов о сочинении (задание № 27). Уж слишком велик вес этого вида работы в копилке баллов – почти половина всех баллов. Обратите особое внимание на комментарий проблемы исходного текста. За полноценный комментарий даётся максимально пять баллов. Это ко многому обязывает – даже с точки зрения объёма комментария. Он должен занять в сочинении не менее половины всей работы.

Чтобы получить за комментарий заветные пять баллов, нужно отразить в сочинении следующие элементы:

  • два примера-иллюстрации из исходного текста,
  • пояснения к каждому примеру-иллюстрации,
  • указание на логическую связь приведённых примеров-иллюстраций.

Не надо ничего выдумывать, всё задано в самом исходном тексте. Просто с ним нужно предварительно очень хорошо поработать. Это позволит избежать пересказа – главного врага комментария. Пересказ в сочинении следует свести к минимуму. Заменяйте его значимыми цитатами из текста, расстановкой акцентов, оценочными суждениями, собственным видением ситуации, изложенной в материале.

Будьте осторожны при анализе текста. Помните о различиях в подходах к разбору публицистического и художественного произведений. В публицистическом тексте автор, как правило, не скрывается, он открыто выражает свою позицию. Художественный же текст не столь однозначен, здесь многие смыслы не так очевидны и прозрачны. Автор будто «надевает маску», скрывается за тем или иным героем.

- Были ли какие-то запоминающиеся, необычные ответы выпускников на экзамене?

- За столько лет работы в комиссии ЕГЭ по русскому языку накопилась большая картотека массовых речевых ошибок. Хочу поделиться с вами лишь некоторой её частью:

  • вторжение разговорных слов и конструкций: под конец хочу сказать…; ему было все равно на…;
  • непонимание значения слов: в этом спрятана цель автора; мы великолепно понимаем…; это позволяет более увидеть…; необычайно важный;
  • плеоназм: молодая девушка; патриот своей родины; в конечном итоге; наиболее оптимальный; очень прекрасно; очень замечательно;
  • лексическая несочетаемость: оставить раны – нанести след; погибать от болезни – умирать на войне; смена взглядов – изменение времён года; имеет роль – играет значение; автор достигает задачу – решает цель; герой достигает смысла жизни – постигает цель жизни; автор поднимает тему – ставит вопрос – раскрывает проблему; это придаёт цель нам – это задаёт смысл нам; пример доказывает – аргумент (мнение) иллюстрирует; произошла ситуация – имело место событие; совершить произведение – создать поступок; звук птиц – крик машины; во время любви – в течение войны…

Нетрудно увидеть, что наибольшую трудность для выпускников создаёт именно лексическая сочетаемость, иными словами, употребление слов друг с другом по существующим в языке традициям, устоям, канонам.

- Какие рекомендации Вы можете дать родителям выпускников? Как они могут помочь в подготовке к экзамену?

- Задача родителей в первую очередь – создать комфортные условия для подготовки к ЕГЭ. В то же время нельзя не отметить и направляющей, ориентирующей роли родителей. Сегодня активно развиваются электронные образовательные ресурсы, которые позволяют самодиагностировать знания учащихся. Школьник в автономном режиме выполняет задания, система обрабатывает результаты и выдаёт их. Родители же могут следить за продвижением своего ребёнка по «лестнице достижений».

В настоящее время мощно развивается портал «Мои достижения». На сегодняшний день это сервис с типовыми и оригинальными заданиями, возможностью ввода развёрнутого ответа и проверки, настройка режима видеоконсультации с экспертами Государственной итоговой аттестации. Наконец, здесь вы найдете видеолекции специалистов с разбором наиболее трудных заданий по опыту прошлого года. Подчеркну, что часть портала, связанная с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку, создана в тесном контакте с ведущими сотрудниками Федерального института педагогических измерений. Это, без сомнения, служит гарантом качества.

- А какие рекомендации Вы можете дать учителям по подготовке школьников к ЕГЭ по русскому языку на будущее?

- Вот несколько советов школьникам, которыми могут воспользоваться и педагоги, чтобы сказать напутственное слово своим воспитанникам перед экзаменом:

1) больше подчёркивать, помечать, маркировать данные в контрольных измерительных материалах;

2) делать перенос ответов в бланк ответов сразу после выполнения того или иного тестового задания;

3) написать сочинение сначала на черновике;

4) не превышать запредельно объём сочинения больше, чем 250 слов, так как увеличение объёма – это всегда риск увеличения количества ошибок;

5) не употреблять слова и конструкции, в написании которых вы не уверены, действовать согласно правилу «Не знаю – не пишу!».


От первого лица