Как сдать ЕГЭ по химии

В последние годы растет число участников ЕГЭ по химии. При этом девушки чаще, чем юноши выбирают этот предмет. С чем связана такая тенденция? Насколько сложно сдать экзамен по химии и как к нему подготовиться? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по химии города Москвы Ольга Гончарук.

- В чем особенности ЕГЭ по химии в этом году? Будут ли нововведения в экзамене?

- Химия – один из самых трудных учебных предметов.Недаром его изучение начинается лишь в восьмом классе. И, пожалуй, главная особенность ЕГЭ по химии в 2020 году – увеличение почти на полтора месяца времени на подготовку. Структураи содержание контрольных измерительных материаловостались без изменений.Работа по-прежнему состоит из двух частей. Первая включает в себя21 задание базового и восемь заданий повышенного уровня сложности. Вторая – задания высокого уровня сложности (30–35).Максимальный первичный балл за выполнение заданий первой части – 40, второй – 20. Общий первичный балл – 60.

Единственным нововведением стала конкретизация заданий 30 и 31. В них в прошлом году в качестве ответа можно было записать любую окислительно-восстановительную реакцию и любую реакцию ионного обмена между веществами из предложенного перечня. В этом годув условии задания будет указано, что должно получиться в результате реакции, например, образование простого веществаили выпадение осадка определенного цвета, изменение окраски раствора иливыделение газа.Любую возможную реакцию записать будет нельзя.

- Как эффективнее всего готовиться к ЕГЭ по химии, чтобы получить высокие баллы?

- Эффективность подготовки к экзамену по химии,безусловно, зависит от прочных знаний предмета и от уровня сформированности определенных умений, таких, например, как умение обобщать теоретический материал, планировать эксперимент и делать выводы, анализировать условия заданий, переводить информацию из одного вида в другой. Этому за месяц научиться невозможно. Поэтому, задолго до ЕГЭважно определиться, какие экзамены вы будете сдавать и начинать готовиться.

1) Подготовка должна быть систематической. Здесь необходима воля и целеустремленность. Заниматься нужно регулярно.

2) Изучая теоретический материал, научитесь делать обобщения. Стройте умозаключения на основе конкретных примеров (это индуктивный подход). Например, цинк реагирует с соляной кислотой, серной, азотной, уксусной. Значит, обобщенно можно сказать, что цинк реагирует с кислотами. Возможно, кому-то будет легче идти от общего к частному(это дедуктивный подход), например, если кислоты реагируют с основаниями (общее), то серная кислота реагирует с гидроксидом калия (частное).

3)На этапе подготовки учитесь понимать и анализировать химический текст, составляйте как можно больше уравнений реакций, записывайте формулы, даже еслиэтого не требуется в задании. Тем самым вы разовьете у себя«химическую зоркость» и в нужное время на экзамене сможете «увидеть» правильный ответ.

4) Уделяйте внимание тренингам и консультациям, которыхсейчас более чем достаточно. Обратите внимание на:

  • открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений;
  • онлайн-сервис «Мои достижения», на котором можно выполнить тренировочные работы и получить консультацию экспертов;
  • вебинары по разбору заданий единого государственного экзамена по химии. На сайте Московского центра качества образования вы найдете записи прошедших вебинаров и расписание предстоящих;
  • Видеоконсультациина сайте Московского образовательного телеканала.

5) Задавайте вопросы, детально разбирайте с учителемвсе, что вызывает сомнения, верьте в себя и свой успех на экзамене!

- В чем, на Ваш взгляд, преимущества дистанционной подготовки к ЕГЭ?

- Дистанционная подготовка к экзамену – это ответ на вызовы современности, необходимое условие и эффективная форма подготовки к ЕГЭ. Она дает множество преимуществ.

Во-первых, свободный график работы, не требующий выхода из дома. Во- вторых, возможность самим выбрать удобное время для подготовки в индивидуальном темпе. В-третьих, развитие целеустремленности и воли:выпускник берет на себя ответственность за принятие решений об участии в вебинарах, прохождении диагностик, получении видеоконсультаций, использовании различныхинтернет-ресурсов для подготовкик экзамену.

Правильное распределение времени и самоконтроль – еще один плюс, так как способствуют развитию умения ориентироваться в собственном уровне знаний, организовать себя для достижения более высоких учебных результатов.

Дистанционная форма не исключает живого общения с педагогами и экспертами. Для этого проводятся консультации с учителями, а на сайте «Мои достижения» можно записаться на консультацию с экспертами государственной итоговой аттестации и задать им вопросы.

Пожалуй, единственная сложность дистанционной подготовки – это наличие технических средств и доступ к Интернету. А овладение технологиями – это дело времени.

- Много ли выпускников выбирают химию на ЕГЭ?

- С 2015 года наблюдается устойчивый рост количества участников ЕГЭ по химии. За прошедшие пять лет их число увеличилось более чем на 2000 человек и в 2019 году составило почти 8000 участников.

И еще одну тенденцию хочу отметить. С 2008 года медленно, но верно увеличивается число девушек, сдающих химию, и уменьшается число юношей. В прошлом году девушек было почти в два раза больше. Вероятно, это связано с возрастающей популярностью медицинских вузов и снижением интереса выпускников к техническим институтам с химическими специальностями.

- Какие ошибки чаще всего допускают ученики на ЕГЭ по химии? В каких заданиях чаще всего возникают сложности?

- Наименее успешно школьникивыполняют задания на проверку знаний о характерных химических свойствах оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей (задание 7); знаний о классификации химических реакций в органической и неорганической химии (задание 19); знаний,формируемых в процессе химического эксперимента (задание 25); умений выбирать из перечня вещества, вступающие в окислительно-восстановительное взаимодействие, и составлять соответствующие уравнения реакций (задание 30); составлять реакции, отражающие химические свойства и взаимосвязь основных классов неорганических (задание 32) и органических соединений (задание 33); проводить комбинированные вычисления по формулам и уравнениям химических реакций (задания 34 и 35).

Выпускникам следует обратить внимание на эти темыпри подготовке к экзамену и внимательно выполнять соответствующие задания в контрольных измерительных материалах.

Наиболее типичные ошибкимы ежегодно наблюдаем при проверке заданий с развернутым ответом (вторая часть). Среди них:

  • В задании 30 учащиеся неверно выбирают окислитель и восстановитель для реакции, записывают несуществующие химические реакции, которые теоретически не противоречат окислительно-восстановительным превращениям, но практически не осуществимы, не учитывают характер среды и возможные взаимодействия между продуктами (например, кислота + щелочь) или продуктов с исходными веществами. Используют воду в качестве реагента, что не допускается по условию задачи, неверно определяют или записывают степени окисления. Неправильно записывают процессы окисления и восстановления в электронном балансе, не подводят баланс отданных и принятых электронов.
  • В заданиях 32 и 33, проверяющих умение составлять уравнения химических реакций, основные ошибки– «потеря» коэффициентов, индексов, побочных продуктов.
  • В расчетном комбинированном задании 34 выпускники неверно анализируют условие задачи, а, следовательно, не могут правильно выстроить алгоритм решения, что приводит к неверному ответу.
  • В задании 35 на вывод формулы органического веществаучащиеся в качестве молекулярной формулы часто выводят простейшее соотношение, не позволяющее составить правильную структурную формулу органического вещества.Неполный анализ условия задачи приводит к составлению не существующей, придуманной формулы без ориентации на указанные в задании свойства или способы получения вещества.Соответственно, неверно составляется уравнение реакции или содержатся ошибки в записи продуктов, наличии коэффициентов.

- Какие рекомендации на будущее Вы можете дать учителям по подготовке детей к ЕГЭ по химии?

- Создание условий для эффективной подготовки школьника к экзамену – это комплекс мероприятий и семьи, и школы. Немаловажная роль здесь принадлежит учителю – «посреднику» между учащимися и экзаменом, и он несет определенную ответственность. Провожатьшкольниковна экзамен он должен с чувством, что сделал все возможное, а дальше уже начинается зона ответственности выпускников.

Я рекомендуюпедагогамна каждом занятии планировать работу по формированию метапредметных умений, использовать разнообразные методы и технологии, организовывать исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Задача учителя – показать красоту науки, котораяобъясняет устройство мираи суть окружающих явлений; науки, которая сыграла огромную роль вразвитиичеловечестваи продолжает делать жизньчеловека более удобной и комфортной. У современного педагога масса инструментов и ресурсов, но решающий фактор – это личностьучителя, его профессионализм и творческий подход. Именно с него начинается любовь к предмету. Насколько он сумеет увлечь учащихся в таинственный мир химии, насколько понятно и просто объяснит сложнейшие теории и законы, покажет значение химии для современной жизни, насколько он будет доброжелателен и терпелив, настолько успешными будутего ученикине только на экзамене, но и в будущем.

- Какие рекомендации можете дать родителям выпускников, сдающих химию? Как они могут помочь в подготовке?

- Часто родители более сильно и эмоционально, чем их дети, переживают период экзаменов, особенноесли сами не специалисты в области химии и смежных наук, тем самымсоздают тревожную и нервозную обстановку. Конечно, подготовка к ЕГЭ в таких условиях будет малоэффективной.Хочется, чтобы родители с вниманием, а главное с пониманием, относились к детям (и не только в период экзаменов):

  • сопереживали и поддерживали своего ребенка, создавали спокойную и доброжелательную обстановку для самостоятельной подготовки к экзамену;
  • уважительно относились к личности ребенка;
  • терпеливо объясняли необходимость соблюдения режима дня, ведь организм нужно подготовить к умственным нагрузкам;
  • помогали организовать подготовку к экзамену (возможно, это будет совместное обсуждение каких-то вопросов, выполнение упражнений и т.п.).

А главное, чтобы родители любили своих детей не «слепой» всёпозволяющей любовью, а «разумной», несущей ответственность за развитие личности.

Я желаю успехов всем участникам ЕГЭ!


https://mel.fm/ekzameny/132985-ege_chemistry_guide


От первого лица