Как подготовиться к ЕГЭ по географии

В последнее время растет число выпускников, которые сдают географию. С чем это связано? Насколько сложно сдать экзамен и как к нему подготовиться?

Рассказывает председатель предметной комиссии ЕГЭ по географии, кандидат педагогических наук Сергей Банников.

Об особенностях ЕГЭ по географии в этом году

На протяжении последних нескольких лет структура экзаменационной работы по географии остается неизменной, что хорошо по двум причинам. Во-первых, постоянство формата заданий позволяет учителям выработать методику подготовки к выполнению заданий определенного вида. Во-вторых, выпускники имеют возможность отработать алгоритмы решений этих заданий. Это создает комфортные условия для подготовки и сдачи экзамена.

В этом году в двух заданиях второй части экзаменационной работы изменились критерии оценивания. Ознакомиться с ними позволяет демоверсия экзаменационной работы, размещенная на сайте Федерального института педагогических измерений. Но волноваться не стоит – эти нововведения коснутся только работы экспертов.

О популярности экзамена по географии у выпускников

В среднем географию выбирают около 2% выпускников, хотя в последние годы наблюдается некоторое увеличение количества сдающих. Так, в 2017 году географию выбирали чуть более 1400 учащихся, а в 2019 – свыше 1900.

Улучшаются и результаты экзамена по предмету: в 2019 году доля выпускников, набравших от 81 до 100 баллов, по сравнению с 2017 годом, выросла в два раза. Также в несколько раз увеличилось и количество стобалльников ЕГЭ по географии.

Думаю, все это связано с вниманием, которое уделяется предмету на уровне государства– недавно была принята Концепция развития географического образования в России. Наряду с историей, родным языком, литературой, география– предмет, с помощью которого формируются гражданственность, любовь к Родине, патриотизм.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Каждый учащийся вырабатывает удобный индивидуальный формат подготовки. Не стоит оттачивать мастерство выполнения шаблонных заданий – это тупиковый путь. Необходимо с помощью учителя понять алгоритмы работы с представленным в различной форме материалом и формулирования четкого ответа на задаваемые вопросы. Решение же типовых заданий, на мой взгляд, будет полезным на заключительном этапе подготовки, когда отрабатывается сама процедура проведения экзамена и оформления бланков ответов.

Большинство затруднений у выпускников возникает при выполнении заданий второй части экзаменационной работы (с развернутым ответом). Я бы порекомендовал ознакомиться с материалами, представленными в рамках городской акции«ЕГЭ:из года в год». Выпускники и их родители, а также учителя могут получить видеоконсультации по алгоритмам выполнения отдельных заданий, структуре экзаменационной работы и критериям оценивания.

Мы с коллегами записали видеоконсультации по всем предметам, провели тематические вебинары с разбором заданий ЕГЭ. Все эти материалы доступны на сайте Московского центра качества образования.

Помимо онлайн-консультаций с учителями, в помощь выпускникам появилось много дополнительных ресурсов: программа Московского образовательного телеканала «Я сдам ЕГЭ!», специальный раздел «В помощь выпускнику — 2020» на портале «Школа большого города», онлайн-диагностики Московского центра качества образования, сервис «Мои достижения»и другие тренировочные материалы в открытом доступе.


От первого лица