Что такое исследование TIMSS, где московские школьники заняли лидирующие позиции

На днях были объявлены итоги международного исследования качества образования по естествознанию и математике, где московские школьники показали очень высокие результаты. Что это за исследование и для чего оно вообще нужно, «Мелу» рассказала Елена Камзеева, начальник отдела Московского центра качества образования.

Что такое TIMSS и зачем его проводят

Исследование TIMSS — это международное сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования, которое проводит международная ассоциация IEA. Цель исследования — оценить уровень подготовки учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам, а также сравнить образовательные системы мира.

Исследование проводится с 1995 года каждые 4 года. В 2019 году прошел седьмой цикл исследования. В нем приняли участие 64 страны и 8 отдельных территорий/регионов, включая Москву, которая первый раз здесь выступала как самостоятельный субъект. Участниками от Москвы стали около 9 тысяч учащихся из 154 московских школ.

В рейтинге результатов четвероклассники Москвы заняли по естествознанию первую позицию (вместе с Сингапуром), а по математике получили пятый результат наряду с четвероклассниками Японии.

Учащиеся 8-х классов продемонстрировали четвертый результат по естественным наукам (биология, физика, химия, наука о Земле) и шестой результат по математике.

Высокие результаты показывают какие-то специальные, «одаренные» дети?

Нет, тут важно отметить высокую плотность результатов Москвы (у нас очень мало школьников с низкими результатами — всего 4%), минимальный порог математической и естественно-научной подготовки у нас преодолели 100% четвероклассников и почти все восьмиклассники (98–99%). В среднем по странам этот показатель составляет 85–87%.

Такие отличные результаты столичные школьники демонстрируют не впервые. По итогам международного исследования PISA 2018 года они входят в тройку лучших в мире по читательской грамотности, по математической — в пятерку, а по уровню естественно-научной грамотности — в шестерку. Кроме того, юные москвичи в мировых лидерах по компьютерной грамотности. Они заняли второе место в международном исследовании компьютерной и информационной грамотности ICILS 2018. А в 2016 году (напомню) были мировыми лидерами по читательской грамотности четвероклассников.

Серьезных успехов столичные школьники достигают благодаря тому, что в Москве всем учащимся обеспечены равные возможности для получения качественного образования.

Ежегодно увеличивается количество предпрофессиональных классов, открываются современные образовательные площадки и новые школы. Школы оснащены высокотехнологичным оборудованием.

По результатам исследования (анкетирования администрации школ) по обеспеченности ресурсами и кадрами для организации учебного процесса в 4-х классах школы Москвы находятся на втором месте в мире после Республики Корея, а в 8-х классах входят в тройку лидеров.

«Результаты TIMSS и московская образовательная практика опровергли устоявшиеся штампы о том, что к подростковому возрасту у детей появляется многообразие далеко не учебных интересов, и поэтому учебная мотивация пропадает. Источники успешности московских школьников в том, что система образования города предоставляет им разнообразие видов деятельности. При этом Москва за последние 10 лет, практически не провозглашая и не акцентируя это в лозунгах, пришла к деятельностной педагогике от вербальной и репродуктивной. Разумеется, для этого нужны были ресурсы, условия, воля. Ресурсы и условия — это реализация принципа интеграции основного и дополнительного образования. Я имею в виду бесчисленное разнообразие кружков, которые позволяют юным жителям столицы совершать пробы своих способностей и интересов, а это влечет за собой потребность в узнавании чего-то нового. И в итоге очень важно, что не исчезает то, с чем дети приходят в начальную школу, — жажда познания. Ну и самое главное — это изменение и качественный профессиональный рост гигантской когорты московских учителей».

Ефим Рачевский, директор московской школы № 548, народный учитель России

Как проходят такие исследования?

В ходе исследования школьники выполняют тесты и заполняют анкеты, дополнительно специальные анкеты заполняют учителя, администрация школы и родители (для четвероклассников).

Анкетирование позволяет понять, какие факторы влияют на результаты обучения: наличие у школ технических и учебных ресурсов, дисциплина в школе и технологии обучения, вовлеченность учащихся в учебный процесс и общее понимание роли наук, социально-экономическое положение семьи и дошкольная подготовка.

Равные условия соблюдаются как на уровне стран — участниц исследования, так и на уровне отдельных детей, принимающих участие в тестировании и анкетировании.

Международный центр с помощью специальных программ для каждой страны или территории/региона отбирает из общего списка школы для участия, затем случайным образом в этих школах отбирается класс для участия. Тестирование проходит в присутствии внешних наблюдателей и строго в соответствии с международной инструкцией. Обезличенные работы детей проверяются независимыми экспертами.

Как мы планируем работать с результатами исследования

Любые международные сравнительные исследования качества образования — это не соревнования, не Олимпийские игры… Эти исследования представляют собой очень важный инструмент, который позволяет сравнить образовательные системы мира и найти оптимальные пути их совершенствования/развития.

Конечно, мы очень гордимся результатами наших учащихся, но пребывать в эйфории ни в коем случае не собираемся. По результатам исследования мы видим, где наши позиции недостаточно сильны. А значит, мы понимаем, в каком направлении двигаться (например, как развивать учебные программы), чтобы выпускники московских школ были востребованными специалистами в высокотехнологичном мире.

Наша главная задача — обеспечить качественное образование для всех московских школьников. На сегодня международные исследования подтверждают, что мы движемся в верном направлении.


Источник: Мел


От первого лица