Яндекс.Счетчик

Как подготовиться к ЕГЭ по химии без репетитора: советы эксперта предметной комиссии

Как сделать подготовку к экзамену по химии продуктивной, какими интернет-ресурсами воспользоваться, какие задания вызывают сложности у выпускников и что поможет их преодолеть? Рассказывает заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по химии, эксперт Московского центра качества образования (МЦКО) Ольга Гончарук.

Химию сложно освоить без грамотного наставника

Самоподготовка эффективна тогда, когда у учащихся есть цель и мотивация (для чего мне это надо?), а также сформирован комплекс универсальных учебных умений (как я буду это делать?).

А это не что иное, как навык учиться: планировать свои действия, ориентироваться в собственной системе знаний, получать и интерпретировать учебную информацию, контролировать процесс увеличения изученного материала и способов деятельности, брать на себя ответственность за свое обучение.

Специфика химии как предмета заключается в том, что ее сложно освоить без грамотного наставника. Поэтому в первую очередь обратитесь к своему учителю химии — он подскажет, поможет и направит. Однако и про самоподготовку забывать не стоит — лишним это точно не будет. Тем более что сегодня для этого есть масса возможностей и полезных ресурсов. Например, многие уважаемые химики (и эксперты МЦКО, в частности) записывают видеоролики с разбором заданий ЕГЭ.

Необходимое условие верного решения задачи — правильно написанное уравнение

Конечно, для подготовки к экзамену нужно выполнить большое количество заданий в формате ЕГЭ. Но прежде чем приступать к ним, необходимо разобраться с теорией. Так, эксперты МЦКО подготовили ролики для выпускников. В них есть теоретическая часть, которую необходимо знать для решения конкретной задачи. Вебинары по разбору заданий Единого государственного экзамена по химии можно найти на сайте Московского центра качества образования.

Приступая к обобщению и повторению теории, помните, что готовиться нужно не по заданиям, а по блокам

Например, задания 6, 7, 8, 9, 10, 30, 31, 32 — это свойства неорганических веществ. Во время занятий составьте конспект и внесите в него как можно больше свойств неорганических веществ: уравнения реакций, качественные реакции, возможность проявлять свойства окислителя или восстановителя.

Возьмите таблицу растворимости и раскрасьте цветные осадки и растворы, отметьте вещества, образующиеся в растворе в виде газа и воды, обратите особое внимание на прочерки (это явная подсказка, что вещество гидролизуется до конца). Эти опорные точки помогут вам запомнить свойства неорганических веществ.

Задания 11 и 12 — это строение органических веществ. В органической химии начинать нужно именно с этой темы, так как от строения органического вещества зависят его свойства. Свойства органических веществ — следующий блок, это задания 13–18, 33 и 35. При подготовке обратите внимание на то, как зависит тип реакций, характерных для веществ одного класса, от особенностей их строения (например, одинарные связи — реакции замещения, кратные связи — реакции присоединения). Особо отметьте, как происходит окисление веществ и как среда раствора влияет на поведение окислителей. Изучая свойства органических веществ, не забывайте про их генетическую связь!

Необходимое условие верного решения задачи — правильно написанное уравнение, а для этого нужно знать свойства веществ. Разбирая большое количество задач, вы заметите, что для каждого типа есть определенный алгоритм решения. Если вы его поймете, то научитесь выполнять даже самые сложные задания.

Информационные ресурсы

Первое, что вы используете для поиска информации, — интернет. Но не всегда ему можно доверять. Вы, наверное, знаете сайты, которые подберут коэффициенты абсолютно к любому уравнению. Даже к тому, которое написано для несуществующей реакции. Но на них опираться нельзя.

Лучше старайтесь каждый день выполнять несколько заданий в формате ЕГЭ. Если появится ошибка — разберитесь с ее причиной, выпишите задание в тетрадь для подготовки, вспомните или изучите теорию. Отрабатывайте каждое задание, прежде чем приступить к выполнению всего контрольного измерительного материала.

При самоподготовке к экзаменам нужно пользоваться проверенными учебными материалами, в том числе и информационными ресурсами. Я рекомендую посетить открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений, послушать вебинары по разбору заданий Единого государственного экзамена по химии, посмотреть видеоконсультации на сайте Московского образовательного телеканала.

Кроме того, Московский центр качества образования совместно с Московским образовательным телеканалом запустили еженедельный проект — «Субботы московского выпускника» для учащихся 9-х и 11-х классов. Ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире помогают разбирать решения заданий ЕГЭ и ОГЭ, а также проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к государственной итоговой аттестации. Школьники могут сами выбрать тему ближайшей программы. Для этого необходимо принять участие в голосовании, которое проходит каждую неделю с понедельника по среду.

Наиболее трудные задания прошлого года

При подготовке я рекомендую уделить особое внимание следующим элементам содержания:

  • электроотрицательность и степень окисления (задание 3);
  • химическая связь и строение вещества (задание 4);
  • составление реакций, подтверждающих взаимосвязь различных классов неорганических веществ (задание 32);
  • характерные химические свойства углеводородов; основные способы получения углеводородов (в лаборатории) (задание 13);
  • характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений; биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки (задание 15);
  • характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров (задание 17);
  • окислительно-восстановительные реакции (задание 30);
  • расчетные задачи высокого уровня сложности (задания 34 и 35).

Именно эти элементы содержания на экзамене 2020 года стали наиболее трудными для выпускников. Как видите, довольно много заданий в списке относятся к разделу «Органическая химия», что указывает на необходимость уделить чуть больше внимания этим вопросам.

Примеры заданий можно посмотреть на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) в демоверсии. Загляните и в другие документы — спецификацию и кодификатор. Уверена, что они будут полезны всем участникам экзаменационной сессии.


Источник: МЕЛ


От первого лица