Яндекс.Счетчик

Когда ЕГЭ по географии уже совсем скоро: что повторить и на что обратить внимание на экзамене

31 мая выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ по географии. На что обратить внимание при повторении изученного материала в оставшиеся дни? Как распределить время на подготовку? Какие темы могут вызвать наибольшие трудности? Разбираемся вместе с экспертом Московского центра качества образования, учителем высшей категории Татьяной Клепиковой.

Подготовка к экзамену, особенно самостоятельная, предполагает прежде всего высокую мотивацию, готовность упорно и сосредоточенно трудиться, дисциплинированность и целеустремленность, настрой на максимальный результат. Вот несколько советов, как максимально эффективно повторить изученный материал за несколько дней до экзамена.

Просмотрите содержание и структуру экзамена

Еще раз загляните в кодификатор и спецификацию ЕГЭ, которые опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). В кодификаторе перечислены требования к уровню подготовки выпускника. На экзамене проверяется знание основных географических понятий и терминов, явлений и процессов в геосферах, географических особенностей природы, населений и хозяйств отдельных территорий, а также умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, и умение применять полученные знания для объяснения различных событий и явлений. В спецификации дается план экзамена, его содержание и структура.

Содержание экзаменационной работы включает семь разделов («Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Население мира», «Мировое хозяйство», «Природопользование и геоэкология», «Регионы и страны мира», «География России») и охватывает практически весь школьный курс географии.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 34 задания, различных по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом, в части 2 семь заданий с развернутым ответом: на первое задание ответом является профиль рельефа, а в остальных требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. Максимальный первичный балл — 47.

Сосредоточьтесь на тех заданиях, которые вызывают у вас затруднения

Для этого выполните демоверсию ЕГЭ на сайте ФИПИ. Проанализируйте свои результаты, выявите темы, которые вы освоили лучше и хуже.

Составьте план подготовки к ЕГЭ с учетом оставшегося до экзамена времени. Крупные разделы, такие как «Природа Земли и человек», разделите на части: «Земля как планета», «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера». Близкие по содержанию темы — например, «Политическая карта мира», «Население мира» и «Мировое хозяйство» — объедините.

Уделите внимание темам и вопросам, на которых можно набрать наибольшее количество баллов

Оптимизируйте процесс подготовки: повторите еще раз базовые понятия и термины, которые должны стать основой системы ваших знаний. Сочетайте различные способы повторения материала:

  • составление планов-конспектов, схем,
  • ведение словаря понятий и терминов,
  • заполнение таблиц,
  • построение графиков,
  • работа с тематическими, общегеографическими картами и картами из контрольных измерительных материалов ЕГЭ,
  • просмотр лекций и вебинаров,
  • выполнение тематических тестов и вариантов экзаменационных работ.

На данный момент существует множество ресурсов в интернете, например записи вебинаров от экспертов Московского центра качества образования, организованных в рамках проекта «Субботы московского выпускника», видеоконсультации «Учимся вместе. Я сдам ЕГЭ!» Московского центра качества образования и Московского образовательного телеканала. Здесь можно узнать о требованиях к разным типам заданий, а также о том, какой применить алгоритм для их выполнения, чтобы заработать максимальную оценку на экзамене.

Обратите внимание на разделы и темы, которые чаще всего вызывают затруднения

Фото: Shutterstock / Abrym

В теме «Географические модели. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)» это задания 27 и 28 (определение азимута более 180 и построение профиля рельефа).

В теме «Земля как планета. Форма, размеры и движение Земли» проблемными являются задания на проверку знаний о географических следствиях движения Земли. Например, в задании 6 сравнивается продолжительность светового дня на параллелях, расположенных в разных полушариях. Умение сравнивать время восхода Солнца в определенный день в пунктах, географические координаты которых известны, проверяется в задании 30. В еще более сложном задании 32 требуется определить разницу во времени между двумя пунктами, расположенными на различной географической долготе.

В разделе «Природа Земли и человек» следует обратить внимание на определения таких понятий, как циклон, антициклон, нижнее и верхнее течение реки, исток и устье реки, платформа, щит, ритмичность, широтная зональность и высотная поясность географической оболочки, коэффициент увлажнения и его количественные характеристики для разных природных зон.

В теме «Атмосфера» трудности могут вызвать вопросы, связанные с распространением атмосферных осадков на территории земного шара, положением климатических поясов и областей, зональным и азональным климатообразующими факторами, отношением температуры воздуха и его абсолютной и относительной влажности (задачи на их определение — в задании 2).

К разделу «Природопользование и геоэкология» относятся всего два задания — 3 и 22, но в них проверяются знания важных понятий: охрана природы, рациональное и нерациональное природопользование и ресурсообеспеченность. Здесь необходимо уметь определять ресурсообеспеченность отдельных стран, видеть взаимосвязи между компонентами природы и деятельностью человека в конкретных географических условиях. Уделите этой теме особое внимание.

В разделе «Население мира» непростыми являются вопросы о структуре занятости в странах разных типов. Например, в задании 10 требуется установить соответствие между страной и диаграммой распределения ее экономически активного населения по секторам экономики или между страной и структурой ее ВВП. Нужно иметь в виду, что существуют типологические различия между странами, относящимися к одной группе по уровню социально-экономического развития. Например, сильно различается структура занятости в развивающихся странах Латинской Америки, нефтеэкспортирующих странах Юго-Западной Азии, НИС Юго-Восточной Азии, с одной стороны, и наименее развитыми странами Африки, экономически отсталыми государствами Южной и Юго-Восточной Азии — с другой.

Также существуют различия в показателях естественного прироста населения не только между странами разных типов, но и в группе развитых стран: между европейскими странами, в большинстве которых наблюдается естественная убыль населения, и такими странами, как Канада, США и Австралия, в которых отмечен положительный естественный прирост населения за счет миграций.

В разделах «Мировое хозяйство» и «География России» следует обратить внимание на особенности размещения основных отраслей экономики, крупнейших производителей и экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в России и мире. Для лучшего запоминания рекомендую использовать метод наложения отраслевых карт на административную карту России и политическую карту мира, а также составить таблицы крупнейших производителей и экспортеров разных видов продукции.


Источник: МЕЛ


От первого лица