Яндекс.Счетчик

Самые сложные задания ЕГЭ по обществознанию: критерии и ошибки

В числе самых сложных заданий ЕГЭ по обществознанию – написание мини-сочинения и составление сложного плана. Как правильно их выполнить, на что обратить внимание, чего избегать, на чем сделать акцент? Председатель предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию, эксперт Московского центра качества образования Елена Саплина разбирает примеры непростых заданий из открытого банка Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

– В экзаменационной работе по обществознанию проверяются знания выпускников о социальных качествах личности и условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества, – рассказывает Елена Саплина. – Давайте рассмотрим пункты, вызывающие затруднения, на примере материалов, представленных на сайте ФИПИ.

Задание 29

Одно из самых проблемных заданий – это мини-сочинение. Выполняя его, необходимо продемонстрировать ряд умений: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, излагать свою точку зрения, подкрепляя ее примерами, делать выводы.

Выпускник должен выбрать одно из предложенных высказываний и на его основе написать мини-сочинение. Для этого необходимо корректно сформулировать одну или несколько главных идей затронутой автором темы и раскрыть ее/их, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных идей, теоретических положений, рассуждений и выводов следует привести не менее двух социальных фактов (примеров) из различных источников:

  • из жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ и интернет-ресурсов социологических служб;
  • из личного социального опыта: события из жизни школьника или его родственников и знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, театральные постановки и др.;
  • из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

Важно отметить, что каждый приводимый факт должен быть изложен развернуто. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными и дублировать друг друга.

За верное выполнение данного задания ставится шесть баллов.

Основные критерии и ошибки

Первый критерий – выбор темы. Пять тем соответствуют пяти модулям, которые составляют предмет обществознание:

  1. Философия: «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В. А. Амбарцумян).
  2. Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации» (П. Т. Хейне).
  3. Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б. Г. Ананьев).
  4. Политология: «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" еще лучше» (И. В. Гете).
  5. Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А. Ф. Кони).

При выборе темы рекомендую выпускнику внимательно изучить все предлагаемые варианты и убедиться, что он понимает, о чем идет речь. Ученик, который готовится сдавать обществознание, должен не только познакомиться с формулировками тем, но и прочитать критерии оценивания, которые представлены в демоверсии на сайте ФИПИ.

Если участник экзамена раскрыл смысл выбранного высказывания, он получает один балл, а если только обозначил проблему (например: «Автор в своем высказывании поднимает проблему безработицы») или просто перефразировал высказывание, балл начислен не будет.

Не нужно пересказывать фразу, писать толкование каждого слова. Для раскрытия темы можно использовать такие выражения: «Автор рассуждает о…», «Автор считает, что…», «Смысл данного высказывания заключается в…», «Основная идея затронутой автором темы заключается в…».

Следует также помнить, что не нужно сообщать никаких сведений об авторе, это не прибавит лишних баллов.

Второй критерий – содержание мини-сочинения: объяснение ключевого понятия или понятий, наличие и корректность теоретических положений.

Обществоведческое мини-сочинение отличается от обычных рассуждений тем, что для раскрытия проблемы используется теоретический аппарат общественных наук – термины, идеи, теоретические положения. Ключевые понятия должны быть вписаны в общий контекст рассуждения. Говоря о контексте рассуждения, мы подразумеваем наличие логической связи между идеями, положениями сочинения, позволяющими сделать определенные основательные выводы. Именно такой ответ поможет получить максимальные два балла за теорию.

Важно помнить, что для раскрытия темы недостаточно просто привести определения нескольких понятий.

Если выпускник объяснил 5–6 понятий, но теоретических положений не привел, он получает за это один балл. И наоборот: если он сформулировал пять теоретических положений, а ключевое понятие не объяснил, за это тоже ставится один балл.

Третий критерий – связность и логичность рассуждений, выводов.

Этот критерий относится к теоретической части мини-сочинения, но, к сожалению, многие забывают о нем.

После того как выпускник раскрыл смысл высказывания, привел теоретические положения, нужно сформулировать и вывод. За выполнение данного условия ставится один балл.

Четвертый критерий – примеры. Чтобы успешно выполнить задание, нужно также привести примеры, которые подтверждают идею (тезис, положение, рассуждение, вывод) и не дублируют друг друга по содержанию. За два развернутых примера выпускник получает два балла, за один – один балл.

К аргументам из личного социального опыта надо относиться очень внимательно, так как велик риск подобрать самые банальные примеры. Можно использовать такие фразы: «На основе личного социального опыта…», «На примере своей семьи…» или «Я прочитал/Я посмотрел…».

Если хочется привести примеры из географии, физики, химии, биологии и т. д., начать предложение можно так: «По данным N (название науки)…».

В спецификации контрольных измерительных материалов указывается примерное время, отведенное на выполнение отдельных заданий. На задание 29 выделено около 45 минут. При подготовке нужно постараться уложиться в этот интервал. Формулировка задания – это четкий план мини-сочинения.

Задание 28

Хочу обратить внимание выпускников и на задание 28 – составление плана. План – это четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса или текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.

Формулировка задания звучит так: «Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему “Политические партии”. Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более – детализированы в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта».

Ошибки и критерии

Типичные ошибки: план простой или количество подпунктов менее трех. Например:

1. Что такое политическая партия.
2. Особенности политической партии:
а) наличие устава;
б) наличие программы.
3. Функции политической партии:
а) участие в выборах;
б) политическая социализация.

За такой план по критерию 28.1 («Раскрытие темы по существу») выпускник получит ноль баллов.

И по критерию 28.2 («Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана») также будет ноль баллов, так как максимальный один балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено три балла.

Ошибки в выполнении этого задания связаны с тем, что участник экзамена плохо знает тему, которую надо раскрыть в плане, и не очень внимательно читает задание.

Любую изучаемую тему следует читать с карандашом в руках, выделяя признаки, особенности явлений, процессов, функции.

Как избежать ошибок

Есть четкий алгоритм составления плана:

  • выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех);
  • продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
  • составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана;
  • проверить, работают ли его пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они абстрактно-формальными формулировками, не отражающими специфики темы;
  • проверить корректность формулировок.

Можно посоветовать школьнику представить себе, что ему нужно выступить по теме «Предпринимательская деятельность» и для этого надо составить план речи. Необходимо указать особенности и формы организации предпринимательской деятельности, функции предпринимателя. Мысленно перечислив эти положения, мы составляем план:

1. Кто может стать предпринимателем.
2. Особенности предпринимательской деятельности:
а) новаторство;
б) риск;
в) инициативность.
3. Функции предпринимателя:
а) соединение факторов производства;
б) принятие решений;
в) организация производства востребованного продукта.
4. Формы организации предпринимательской деятельности:
а) без образования юридического лица;
б) юридические лица (при такой или близкой по смыслу формулировке достаточно двух подпунктов).

Подведем итоги

Возможно ли сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов? Да, если систематически работать с учебным материалом, составлять планы изученных тем, выписывать термины (стараться не зубрить, а понять, чтобы без труда раскрыть их смысл), тренироваться писать сочинения и не забывать о критериях оценивания.


Источник: Activityedu


От первого лица