Яндекс.Счетчик

Как выполнить самые сложные задания ЕГЭ по информатике и ИКТ

24 и 25 июня пройдет экзамен по информатике и ИКТ. В этом году он полностью переведен в компьютерную форму. Теперь на протяжении всего экзамена участникам будут доступны текстовый редактор, редактор электронных таблиц и системы программирования.

Какие задания ждут выпускников и как справиться с наиболее сложными из них? Рассказывают эксперты Московского центра качества образования: учитель информатики школы №996 Мария Родневская и учитель информатики школы №853 Николай Никулин.

В ЕГЭ по информатике и ИКТ появилось по меньшей мере восемь практико-ориентированных заданий, в которых проверяется умение работать с прикладным программным обеспечением, а также писать собственные программы для решения различных задач.

В отличие от ЕГЭ прошлых лет, в нынешней структуре экзамена содержатся задания только с кратким ответом базового, повышенного и высокого уровней сложности.

Самые интересные и трудные задания

Задание 9

В задании 9 проверяется умение обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах, проводить математическую обработку статистических данных. Оно решается с помощью стандартных функций и алгоритмов и не является заданием повышенного уровня сложности, но для его выполнения необходимо воспользоваться нужным программным обеспечением и специально подготовленным файлом, а также показать определенные знания в области анализа данных при помощи электронных таблиц.

Задание 17

В этом задании выпускнику нужно продемонстрировать умение осуществлять перебор целых чисел на заданном отрезке. Участнику предлагается написать небольшую программу на одном из доступных ему языков программирования, которая смогла бы найти в заданном диапазоне оговоренные в условии задачи числа. Диапазон чисел, как правило, большой, что не позволяет решить задание вручную.

Задание 18

В задании 18 проверяется умение использовать инструменты решения статистических и расчетно-графических задач и проводить вычисления в электронных таблицах. Выпускнику необходимо найти оптимальный путь для робота, который перемещается по клетчатому полю. На каждом шаге робот может выбирать одно из двух направлений движения (например, только вправо и вниз) и забирать из клетки определенное количество предметов (скажем, монет). Нужно найти такой путь, при котором общая награда (сумма) будет наибольшая или наименьшая. Задание, безусловно, можно решить методом перебора, но это займет много времени. Здесь поможет принцип оптимальности Беллмана, также известный как принцип динамического программирования.

Задание 24

Чтобы выполнить это задание, ученик должен уметь создавать собственные программы (10–20 строк) для обработки символьной информации, а также строить информационные модели объектов, систем и процессов в виде алгоритмов. Выпускнику предлагается найти в текстовом файле, который содержит достаточно большое количество строк и символов, определенные слова или комбинации символов. Сделать это быстро можно при помощи написания соответствующей программы с подключенным к ней текстовым файлом из задания. Ручной перебор не представляется возможным, так как количество символов в файле измеряется тысячами.

Задание 25

Задание 25 похоже на 17-е. В нем так же требуется проверять числа на делимость, однако это не основное условие задачи. Необходимо не просто проверять числа на кратность и считать их количество, а находить количество делителей каждого из них, проверять число на простоту и т. п. Как правило, диапазон, с которым приходится работать, достаточно большой, поэтому для экономии времени нужно оптимизировать программный код.

Задание 26

В задании 26 проверяется умение работать с массивом данных, который предлагается загрузить из файла: нужно по некоторому принципу (он оговаривается в условии задачи) отобрать максимальное количество данных, которое можно уместить в определенный объем свободной памяти. Чтобы решить задачу, оптимально будет выполнить сортировку данных по возрастанию или убыванию.

Задание 27

Это задание потребует умения строить алгоритм и проводить практические вычисления. В задачах данного типа в основном приходится работать со случайным набором целых чисел. Из него, к примеру, следует выбрать только те числа, сумма которых в результате будет соответствовать некоторому условию (четна или кратна трем, не кратна семи и т. п.). Ученику нужно уметь строить алгоритмы различной структуры, знать основы языков программирования, а также правильно читать данные из файла.

Свобода выбора

В заключение отметим, что практически каждое задание можно выполнить с помощью различных приемов и видов программного обеспечения. На протяжении всего экзамена выпускникам будут доступны редакторы электронных таблиц, текстовые редакторы, большое количество сред программирования для таких языков, как C++, C#, Pascal, Java, Python.

Благодаря введению компьютерной формы ЕГЭ по информатике у выпускников появилась возможность выбирать разное программное обеспечение для решения одной и той же задачи. Например, для решения задачи 17 можно использовать редактор электронных таблиц, а можно написать программу. Новый формат проведения ЕГЭ по информатике дает свободу выбора, которой нужно правильно воспользоваться.

Полезные ссылки

При подготовке к экзамену по информатике и ИКТ полезными будут рекомендации Федерального института педагогических измерений.

Кроме того, на сайте Московского центра качества образования размещены видеозаписи вебинаров с разбором заданий единого государственного экзамена.

Также Московский центр качества образования совместно с Московским образовательным телеканалом выпускает еженедельный проект «Субботы московского выпускника» для учеников 9-х и 11-х классов. Ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире МосОбрТВ разбирают задания ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации. Успешно справиться со сложными заданиями ЕГЭ по информатике и ИКТ помогут видеоролики: задание 9, задание 17, задание 18, задание 24, задание 25, задание 26, задание 27.


Источник: Аctivityedu


От первого лица