Яндекс.Счетчик

Как избежать ошибок на ЕГЭ по истории и что повторить за день до экзамена

В пятницу, 11 июня, выпускники будут сдавать ЕГЭ по истории. Что нужно повторить перед экзаменом, на что обратить внимание при подготовке и как избежать основных ошибок? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по истории Диана Фадеева.

Обратите внимание на всеобщую историю

ЕГЭ по истории не самый простой экзамен. Участники должны знать даты и понимать суть ключевых событий, знать основные термины и понятия исторической науки, наиболее значимые результаты деятельности исторических личностей, а также хорошо разбираться в истории культуры России.

Для успешной сдачи экзамена прежде всего поработайте с историческими источниками, иллюстративным материалом и исторической картой. Выпускник должен уметь аргументировать дискуссионные точки зрения, а также знать, как писать историческое сочинение. Обратите внимание, что в экзаменационной работе присутствуют задания не только по отечественной, но и по всеобщей истории.

Основные ошибки при выполнении заданий на знание исторической хронологии и исторических фактов связаны с тем, что выпускники не так хорошо ориентируются в событиях всеобщей истории, как в истории России.

Советую еще раз просмотреть кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по истории на сайте Федерального института педагогических измерений. В приложении 1 кодификатора содержится список важнейших событий, процессов и явлений всемирной истории, которые могут встретиться в заданиях 1 и 11 ЕГЭ 2021 года.

Составляйте хронологические таблицы

При подготовке не забывайте о таком ценном наглядном средстве, как лента времени: фиксируйте на ней главные исторические события, разделяя их по векам, а в конце каждого периода делайте краткое обобщение его содержания.

По крупным событиям и процессам можно составлять хронологические, синхронистические таблицы — с их помощью проще заучивать даты. При составлении таблиц группируйте события, которые относятся: а) к одному и тому же веку или промежутку времени — это поможет составить общее представление об изучаемом времени и запомнить новую дату в связи с другими датами главных событий века; б) к одной и той же сфере или процессу общественной жизни — это поможет обобщить и систематизировать исторические знания, запомнить новую дату как составную часть в развитии одной из сторон или этапа общественной жизни.

Сочетайте составление общих таблиц с работой над таблицами по отдельным историческим событиям, векам, периодам общественного развития. Это позволит упорядочить ваши хронологические знания и лучше усвоить обязательный минимум дат. Такие таблицы могут быть дополнены терминами, информацией об исторических личностях, связанных с тем или иным событием, процессом или явлением.

Изучайте биографии исторических личностей по алгоритму

Также рекомендую посмотреть Историко-культурный стандарт, размещенный на сайте Российского исторического общества. В нем представлен список деятелей отечественной истории (правители, полководцы, государственные деятели, представители общественных движений, науки и культуры). Желательно ознакомиться с биографиями этих людей, направлениями и итогами их деятельности, жизненными принципами, взглядами, роли в истории. Могу предложить такой алгоритм изучения исторической личности:

  • Фамилия, имя, занимаемое положение (правитель, полководец, государственный деятель);
  • Конкретное содержание деятельности (разрабатывал законопроекты, реформы, составил план сражения и т. п.);
  • Современники;
  • Оценка личности ее современниками и профессиональными историками.

Научитесь работать с источниками

В экзаменационной работе есть шесть заданий по историческому источнику. Главные трудности при их выполнении обусловлены неумением произвести атрибуцию источника (указать авторство, время написания, исторический период), извлекать из источника необходимую информацию и анализировать ее, опираясь на контекстные знания, а также неумением проанализировать информацию из двух источников. Иногда ошибки допускаются из-за невнимательного прочтения условия задания.

Чтобы избежать ошибок, необходимо внимательно прочитать задание и вникнуть в требования

Выделите слова, которые имеют ключевое значение: имена правителей, названия органов государственной власти, географических объектов (городов, областей, рек и т. д.), а также термины. Это поспособствует правильной атрибуции источника и поможет ответить на вопрос задания.

Полезно будет посмотреть совместный проект Московского центра качества образования и Московского образовательного телеканала «Субботы московского выпускника» для учеников 9-х и 11-х классов. Ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире МосОбрТВ разбирают задания ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации. А для закрепления изученного материала советую пользоваться самодиагностиками в Библиотеке «Московской электронной школы».

В заключение отмечу, что историю сложно выучить с лёту. При повторении материала очень полезно делать конспекты, записывать не только даты основных событий, но и их участников, современников, исторические понятия. Создать целостный образ эпохи и запомнить информацию помогут исторические карты, иллюстративные материалы. Уделяйте время решению экзаменационных заданий. Выполняйте по 25–30 тестовых заданий каждый день, и тогда вы сможете сдать ЕГЭ по истории на высокий балл.


Источник: МЕЛ


От первого лица