Яндекс.Счетчик

Эксперты МЦКО обсудили, как функциональная грамотность связана с предметным обучением в школе

Что такое функциональная грамотность и как с ее помощью готовить школьников к жизни в современном мире? Как она связана с предметным обучением? Какими могут быть инструменты оценивания функциональной грамотности и почему это оценивание в большей мере носит исследовательский и прогнозирующий характер?

На эти вопросы ответили ведущие эксперты Московского центра качества образования в рамках работы Московского международного салона образования.

Москва – один из первых регионов, который функциональную грамотность сделал приоритетным направлением в развитии системы общего образования. Основная цель – подготовить школьников к жизни в современном мире.

По мнению Романа Дощинского, начальника отдела МЦКО, предметная подготовка – это основа школьного обучения. Функциональная грамотность при этом является дополнением к базовой части.

«Как показывают исследования, те ребята, которые продвинуты в функциональной грамотности, так же хорошо осваивают и предметное содержание. Функциональная грамотность – это грамотность для жизни. В школьной программе ее невозможно выделить в какой-то отдельный предмет. Она затрагивает всю образовательную программу, являясь метапредметным знанием», – подчеркнул эксперт.

Мария Шабанова, заместитель начальника отдела МЦКО, рассказала о математической грамотности:

«Математическая грамотность (в отличие от чистой математики) – это прежде всего задачи, в основе которых лежит материал, взятый из нашей современной жизни, где много технологий, роботов, много интерактива. Такие задачи встречаются нам каждый день».

Эксперт пояснила, чем отличаются задачи, формирующие математическую грамотность, от привычных текстовых или сюжетных задач:

«Сюжет здесь обогащен контекстом, который не только показывает нам, о каком процессе идет речь, как связаны величины, но и дает ответ на вопрос, почему поставлена задача, какова мотивация, в чем заключается значение решения задачи. Кроме того, для каждой задачи есть набор вопросов, а не один вопрос, как часто бывает в традиционных заданиях, также допускается несколько правильных ответов в пределах разумной погрешности или при выборе самых разных аргументирующих данных. Условия включают часто неструктурированную информацию. Она бывает избыточная, или ее может быть недостаточно для нахождения решения, и тогда необходимо провести какие-либо исследования, эксперименты или найти недостающую информацию».

Наталья Покровская, эксперт МЦКО, в своем выступлении сделала акцент на применении естественно-научной грамотности в жизни:

«По исследованиям психологов, у современных детей больше развито правое полушарие. Мышление у них эмоциональное, творческое, восприятие эмоционально-чувственное, конкретное (не абстрактное), хорошая образная и зрительно-наглядная память и хорошо развит невербальный интеллект. Поэтому значительная часть детей испытывает затруднения при выполнении формально-логических операций и быстро теряет интерес к предмету. Для того чтобы удержать этот интерес, проявить его, необходимо визуально интерпретировать традиционные задания и тем самым перевести их в формат функциональной грамотности».


От первого лица