• +7 (495) 952-09-05

Председатель предметной комиссии ОГЭ по биологии: «Особенность ОГЭ не только в том, чтобы поставить оценку, а еще и выявить потенциальные возможности ученика»

Main dsc03104

В этом году ОГЭ по биологии сдавали около 6 тысяч московских школьников из почти 75 тысяч выпускников 9-х классов. Это составляет примерно 8% от общего числа сдающих экзамены по выбору. Председатель предметной комиссии ОГЭ по биологии Павел Михайлович Скворцов рассказал пресс-службе Московского центра качества образования о том, как проходил экзамен, какие особенности были в этом году и над чем еще предстоит поработать.

– Поделитесь своими впечатлениями от Основного государственного экзамена по биологии в этом году. В чем его отличие от предыдущего года?

– Чем хорош экзамен по биологии в этом и предыдущем году, тем, что его сдают дети, которые знают биологию, хотят учить ее дальше, то есть заинтересованные. У некоторых учеников и учителей складывается впечатление, что биология – это предмет, который могут сдать все. Но, как показывает практика, это не так. Да, когда-то, еще до введения ГИА-9 и ОГЭ, у выпускников были популярны биология и география как предметы по выбору. Но тогда на экзамене по ним спрашивали знания за последний год обучения, за 9 класс, и это казалось не очень сложным. А как только появился ОГЭ, многие переориентировались на обществознание, и тот стал самым популярным предметом по выбору. По нему на экзамене спрашивают, в основном, за последний год, а по биологии и географии – за все годы обучения, начиная с 6 класса.

ОГЭ по биологии позволяет четко определить объективные результаты, как термометр – измерить температуру. Нам, специалистам, нравится структура заданий. Вариант ОГЭ по биологии очень взвешенный, там есть вопросы на проверку знаний, и есть очень интересные задания на проверку умений учащихся. Эти задания есть как в части В, так и особенно в части С, где надо давать развернутый ответ.

– Можете привести примеры таких заданий?

– Школьнику нужно рассчитать меню по калориям. У него в задании описана определенная ситуация, он должен произвести расчет, сколько человек потерял калорий, какие есть продукты, которыми он может их восполнить и разрешить эту ситуацию, например, при минимуме жиров и максимуме углеводов, в зависимости от ситуации. Эти задачи оказались крайне востребованными и очень понравились учителям, потому что задания практикоориентированы. Помимо этого есть еще задания на работу с текстом. Они проверяют, насколько школьники понимают прочитанное в учебнике, то есть мы по ним можем судить, что ребята освоили к концу девятого класса, к моменту окончания основной школы.

Сейчас есть легкая критика заданий части А с выбором одного правильного ответа из четырех, говорят, что эти задания ничего не проверяют. Это не совсем верно, данные задания могут адекватно проверить понятийный аппарат, владение специальными терминами. Другое дело, что их не должно быть много, но они должны присутствовать. Я согласен, что в математике не должно быть «угадаек», в русском языке тоже, но в биологии, где нужно держать огромное количество информации в голове, проверить, есть вообще эти знания или нет, мы сможем только с помощью заданий с одним правильным ответом из четырех предложенных.

Когда мы предлагаем другие задания – с множественными ответами, на соотнесение, когда нужно сгруппировать определенные признаки, там не всегда ясно – знает ребенок или просто не умеет, тут диагностика со знаком вопроса. Здесь же, когда мы проанализировали задания части А, то по ответам те ошибки, которые затем возникали в части В, мы можем смело трактовать либо как незнание, либо как отсутствие умений.

Я подчеркну, что ОГЭ по биологии стабилен. У нас, что в прошлом году, что в этом экзамен был выстроен по одним и тем же лекалам, он идентичен предыдущему году.

На экзамене были ответы, когда понимаешь: есть критерии и есть вариант учащегося, они не совпадают, но ты по ответу видишь, что ребенок в теме, он все понял и отвечает своими словами, ему ставишь высший балл, несмотря на то, что его ответ не совпадает с теми фразами, которые есть в критериях. Критерии – это та проблема, которую мы будем решать.

– Расскажите, как именно?

– У нас есть Ассоциация учителей биологии в Москве. К счастью, к нашей ассоциации прислушиваются разработчики КИМов. Мы в сентябре планируем собраться и устроить обмен мнениями, потому что в этом году у нас были некоторые замечания к критериям ответов. На наш взгляд, их нужно доработать. Критерии предполагали ответ, который ученик никогда бы не дал. Ребенок давал свой ответ, который можно было вполне засчитывать, но его не было в критериях, поэтому возникала коллизия. Опытные эксперты, которые работают не первый, не второй, а уже третий год, ставили высший балл, а те, кто только начал работать, - у них в голове еще все строго по критериям – ставили один балл.

Процесс может идти как в одном направлении, так и в другом, в критериях прописано только одно направление, а второе не описано совсем. А ребенок описывает именно второе направление, оно точно такое же, тоже правильное, просто не прописано в критериях. К счастью, в критериях есть замечательная сноска: ответы могут быть в иной формулировке, чем мы и воспользовались. Но у нас из-за этого по одному из вариантов пришлось перепроверять примерно пятую часть ответов. Благодаря бдительности экспертов, никто из детей не пострадал, все получили свои заслуженные баллы.

Собравшись совместно нашим экспертным сообществом, решить, что является правильным и сделать выводы по конкретным критериям – это очень удобная форма работы, но для 9 класса, для ОГЭ. Это экзамен региональный, здесь значимость мнения экспертного сообщества велика. В 11 классе, при сдаче ЕГЭ совсем другая ситуация.

Особенность ОГЭ заключается не в том, чтобы поставить оценку, не только оценить, а еще и выявить потенциальные возможности ученика и дальше ему помочь, не ошибся ли он с выбором предмета. Например, если он получил тройку на ОГЭ по биологии, возможно, он ошибся с выбором предмета. Или если он выбрал биологию случайно, но получил четверку или пятерку, то ему стоит задуматься о дальнейшем своем развитии в этом направлении. Здесь помимо проверки, помимо государственной итоговой аттестации, происходит еще и диагностика, профессиональное самоопределение. Это не профориентация, когда мы направляем ребенка, он сам должен определиться, должен сам для себя решить, что ему делать дальше, после того, как он окончит школу.

– Чем Вам запомнился этот экзамен?

– Экзамен мне запомнился именно тем, что у нас в этом году, второй год подряд, не было эксцессов. Все прошло настолько гладко, что я порадовался, насколько хорошо подготовлены наши эксперты. Мы многое с ними пережили, и вот уже второй год подряд все проходит замечательно, без сбоев. В этом году из особенностей можно указать, что у нас первый раз была общегородская апелляция после девятого класса, очень интересные ребята пришли. Они четко делились на две категории: одним не хватило одного балла до тройки, а другим – одного балла, чтобы поступить в профильный класс. На апелляции по биологии у нас было 20 человек. Должен сказать, что троим из них мы подняли по одному баллу, а остальным разъяснили, в чем были их ошибки.

Сейчас у учеников есть возможность получить отсканированный вариант своей собственной работы. Если ребенок сдавал ОГЭ по выбору, то учителю-предметнику нужно обязательно проработать с ним его ответ, пройтись с учеником по его письменному ответу, чтобы тот понял, где он ошибся, и почему ему поставили такой балл.

– Учителя будут прорабатывать с учениками ответы после экзамена?

– У нас есть договоренность с экспертами, что с ребятами, которые перейдут в 10-й класс и которые сдавали биологию, проработают на первых занятиях ошибки, допущенные при написании работ. Это крайне важно, особенно для высокомотивированных детей, потому что ребенок не всегда до конца понимает, что он на самом деле написал, это связано с особенностями письменной речи. Многое из того, что он хотел бы написать, он додумывает, просто ставит точку, для него это и так понятно, а в реальности получается неполный ответ. Более того, иногда содержащий ошибку.

Некоторые, наоборот, дописывают лишнее в порыве энтузиазма. Эти ошибки особенно важно знать при сдаче ЕГЭ. Там очень часто снимают баллы за такие вот «лишние» слова. Подобные нюансы можно разъяснить, только работая с ребенком непосредственно. Основную массу баллов они теряют не в части А, не в части В, а именно в части С, где наоборот можно заработать максимальные баллы, там же одно задание стоит три балла.


От первого лица