• +7 (495) 952-09-05

Портал «Менеджер образования»: Метапредметные результаты освоения учащимися образовательных программ

Main dsc04450

Российские четвероклассники – первые в мире по читательской грамотности. А вот 10 класс уже оказывается на 40-м месте. Дети разучиваются читать? Ничего подобного.


Динамика обучения чтению в свете метапредметных результатов обучающихся

С техникой чтения все замечательно. Оказывается, все дело в том, что в четвертом классе им в основном задают вопросы первой группы – на работу с явной информацией. И этому в нашей школе учат очень хорошо. И десятиклассники на эти вопросы отвечают просто замечательно. Если задание с выбором ответа, и не надо ничего писать, то прочитать, найти, ткнуть пальцем и выделить в тексте – легко. Десятиклассники справлялись с самыми «провальными» на первый взгляд заданиями. Все то, чему учили в четвертом классе, спокойно живет до десятого. Другой вопрос, что в четвертом классе детям дают от силы одно-два задания в PIRLS второй группы и всего-навсего одно – третьей, где требуется сказать, почему там мишка добрый, в этом рассказе. А эта цепочка метапредметных результатов обучающихся показывает, что на самом деле динамика должна заключаться как раз в изменении соотношения заданий первой, второй и третьей группы. Если в начальной школе это преимущественно первая. Что касается динамики обучения чтению – в начале десятого класса для 15-летних подростков, которые идут в профильные классы, первая группа заданий и метапредметные планируемые результаты уже никого не должна интересовать. То есть то, что они должны отвечать на вопросы первой группы, вычленять информацию в тексте – это как бы, само собой разумеется. А они должны выполнять в основном второй и преимущественно третий. Вот этого приращения второй, а уж тем более третьей группы в составе метапредметных планируемых результатов у нас, к сожалению, не происходит. Поэтому самое главное в организации внутреннего мониторинга – обеспечить эту лесенку с точки зрения использования заданий разных групп, разной сложности. Естественно, при этом расширяется тематика, увеличивается объем текстов, усложняется содержание информационных блоков, но тенденции будут именно такие.


Работа с метапредметными результатами обучающихся

По метапредметным результатам – важно обратить внимание на то, что внешние измерители – это стандартизованные материалы в книжках «Просвещения». Можно взять любой тест – он сам по себе ничего не даст, если возле каждого задания не будет прописан процент его выполнения, если не с чем будет сравнивать. Выполнили, к примеру, 60% детей. А сколько должно было? Мы сейчас не знаем, сколько должно, но можем проверить, сколько выполняют, и потом всегда сравнивать на этом фоне – лучше мы или хуже. Другого пока, к сожалению, нет. Если по предметным показателям мы можем договориться о заданиях базового уровня и выделить эту границу, то с метапредметными планируемыми результатами процедура гораздо сложнее. Но в любом случае это возможно. Метапредметные инструменты готовятся на протяжении нескольких лет, апробируются, затем даются. Что важно – даже если вы не хотите использовать метапредметные планируемые результаты в конце пятого, шестого, седьмого класса для внутреннего мониторинга, то, его можно разобрать на части, поскольку здесь математика, русский язык, естествознание и обществознание, чтобы хотя бы учителя с ними работали на своих уроках, проверяли и понимали, как это делается.


Метапредметные планируемые результаты: опыт Московского ЦКО

В Москве – в Московском центре качества образования – ведется такая работа. Там пытаются эту цепочку динамики проследить от начала до конца – читательская грамотность и так далее. Сначала идет спецификация, демонстрационные варианты, а в конце вывешен отчет. Почему он важен? Потому что метапредметные результаты обучающихся отражают, собственно, кто как справляется по каждому заданию. Все задания распределены по группам – первая, вторая, третья. И еще указывается, какие проблемы и какие достоинства были у той или иной группы. На сайте МЦКО есть отдельная градация кодификатора и есть кодификатор метапредметных планируемых результатов метапредметных результатов, где по чтению эти умения как раз вычленены. То же самое – тексты. Естественнонаучные – со вставками, рисунками, таблицами, с достаточно большим количеством заданий с развернутым ответом. И расположены они, как правило, от первой группы до третьей. МЦКО работает для Москвы, поэтому Москва все получает в свои личные кабинеты от начала до конца, всю буквально по каждому ребенку. Если вы хотите использовать их инструментарий в системе метапредметных планируемых результатов – это дело платное. Полезно будет обратить внимание на демоверсии и отчеты. Посмотреть на сам вариант, который писали и с чем справляются, с чем не справляются – это очень полезно. У вас ровно те же самые дети, что учатся в Москве и писали эти тесты.


Источник: Портал «Менеджер образования»


От первого лица