Председатель конфликтной комиссии Тамара Романова: Качественная учеба на протяжении всей школьной жизни поможет ребенку хорошо сдать ЕГЭ

Какие ошибки допускают школьники на выпускных экзаменах, с какими вопросами они обращаются в конфликтную комиссию и как решаются спорные ситуации на рассмотрении апелляций. Об этом в интервью пресс-службе Московского центра качества образования рассказала председатель конфликтной комиссии Тамара Романова.


– Много ли было обращений в конфликтную комиссию в этом году по сравнению с прошлым?

– Прежде всего, хочется напомнить, что конфликтная комиссия рассматривает два вида апелляций: о нарушении установленного порядка проведения экзамена и о несогласии с выставленными баллами по предметам.

В сравнении с прошлым годом увеличилось количество апелляций о нарушении порядка проведения. В этом году экзамен по иностранным языкам разделили на письменную и устную части, и значительная часть апелляций была подана по иностранным языкам (по устной части).

Количество поданных апелляций о несогласии с выставленными баллами в сравнении с прошлым годом существенно не изменилось.

– А по каким предметам было больше всего обращений?

– В количественном отношении больше всего было подано апелляций по обязательным предметам: по русскому языку и математике, а также по обществознанию, так как этот предмет традиционно самый популярный из предметов по выбору, и по истории. Экзамен по математике в этом году разделили на базовый и профильный уровни, но существенного роста числа апелляций это не вызвало, так как в экзамене по математике базового уровня нет заданий с развернутым ответом, и апелляция, по сути, сводится к проверке технических ошибок.

Основной посыл, который был у членов конфликтной комиссии при рассмотрении апелляций, – хотелось бы, чтобы дети, особенно те, которые сдают в вузах дополнительные вступительные испытания, учли ошибки, допущенные на экзамене, услышали эксперта на апелляции. Мы считаем это очень важным моментом в нашей работе. Дети, которые слышали нас и пришли за разъяснениями, уходили с благодарностью и говорили, что учтут наши замечания.

– С какими сложностями вам приходится сталкиваться во время рассмотрения апелляций?

– Неумение или нежелание участников экзамена аккуратно и четко оформлять решение задачи приводит к тому, что эксперту трудно увидеть логику решения задания, а подчас и просто заметить само решение. На апелляции такие случаи рассматриваются.

Часто за ребенка решение о подаче апелляции принимает образовательная организация, родители или репетитор. И получается, что в процессе апелляции, когда эксперт дает разъяснения выпускнику, в какой части он сделал ошибки, почему его работу оценили именно так, а не иначе, ребенок просто не слышит этих разъяснений.

– Может ли выпускник отозвать свою апелляцию и как это происходит?

– Может. Выпускник подает апелляцию о нарушении порядка, не выходя из пункта проведения экзамена. Она поступает в конфликтную комиссию. В назначенное время мы приглашаем апеллянта, его родителей/законных представителей, руководителя пункта проведения экзамена, члена государственной экзаменационной комиссии, который находился в этом пункте во время экзамена, просматриваем видеозапись из аудитории. Перед началом заседания мы предупреждаем ребенка, что в случае удовлетворения апелляции ему придется еще раз сдать экзамен в резервный день. И он принимает решение – оставлять свое заявление или нет. В случае отказа выпускник пишет заявление об отзыве апелляции на имя председателя конфликтной комиссии, и тогда она не рассматривается.

Рассмотрение всех апелляций проходит под аудио- и видеозапись, эти записи сохраняются и по запросу вышестоящих организаций либо в случае спорных вопросов они просматриваются.

– Апелляцию можно отозвать и в случае несогласия с выставленными баллами?

– В случае если выпускник по каким-либо причинам решил отозвать апелляцию о несогласии с выставленными баллами, он может написать об этом на электронную почту конфликтной комиссии: kk77@mcko.ru, и его апелляцию рассматривать не будут. Такие случаи – не редкость.

– Возникают ли в вашей работе спорные ситуации? Как вы их решаете?

– Конфликтная комиссия и создается для того, чтобы решать спорные вопросы: эксперты проверяют задания с развернутым ответом на основании критериев, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений, а участник экзамена, подав апелляцию, заявляет о своем несогласии с выставленными баллами. На заседании комиссия внимательно выслушивает ребенка, эксперт подробно разъясняет ему, почему выставлены те или иные баллы на основании критериев. Так разрешаются спорные ситуации.

В сложных случаях конфликтная комиссия обращается за разъяснением в Федеральную предметную комиссию и на основании ответа принимает окончательное решение.

– Какие советы можно дать школьникам при сдаче ЕГЭ, чтобы не возникало спорных ситуаций?

Во-первых, внимательно читать задания. Можно хорошо знать предмет, но неправильно прочитать задание. Поэтому перед экзаменом надо обязательно выполнить демонстрационный вариант, знать особенности заданий, специфику контрольно-измерительных материалов. Все это можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru/ в разделе «Демонстрационный вариант». Там же опубликованы критерии, по которым эксперты проверяют задания.

Во-вторых, аккуратно переносить ответы в бланк ответов №1, не пропуская заданий.

В-третьих, позаботиться о том, чтобы номер дополнительного бланка ответов №2, если ребенок им воспользовался, был правильно вписан в основной бланк ответов №2.

– А какие рекомендации Вы можете дать родителям и учителям?

– Родителям: не создавать вокруг экзамена тревожную ситуацию, не программировать детей на определенный результат, потому что 100 баллов – это не цель. Хочется, чтобы родители «не накручивали» своих детей и сами вели себя спокойно, потому что дети все чувствуют, им передается тревога, а это мешает на экзамене.

Самое главное, на мой взгляд, – это хорошая, качественная учеба на протяжении всей школьной жизни. Если ребенок учится стабильно, у него и результат будет хороший, он сдаст экзамен.

Учителям: хотелось бы, чтобы они более тесно общались с детьми и перед подачей заявления на апелляцию о несогласии с выставленными баллами объективно посмотрели на работу ребенка, вместе с ним разобрали все ошибки и дали совет: подавать заявление на апелляцию или нет.


От первого лица