Названы лучшие школы России

Main 41d586df8ee21e2a6e7f

Пресс-конференция «Лучшие школы России»
Пресс-служба Минобрнауки России


В МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция «Лучшие школы России в 2014/2015 году» с участием заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец, Министра образования и науки Российской ФедерацииДмитрия Ливанова, директора Московского центра непрерывного математического образования Ивана Ященко, научного руководителя Республиканского лицея для одаренных детей Республики Мордовия Дмитрия Подлесного.

Впервые рейтинг общеобразовательных организаций был подготовлен Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке МИА «Россия сегодня» и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации по итогам 2012/13 учебного года. Основными принципами, на которых строился рейтинг, являлись: учет независимых от школы объективных показателей; учет образовательных результатов работы школы; ориентация школ на предоставление качественного массового образования и развитие таланта учащихся. Второй рейтинг был опубликован по итогам 2013/2014 учебного года.

В рейтинге 2014/15 учебного года по аналогичным принципам был определен перечень ТОП-500 общеобразовательных организаций, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты. В этом перечне отдельно выделен рейтинг ТОП-25 общеобразовательных организаций с наиболее высокими результатами. Также были подготовлены перечни ТОП-200 лучших сельских общеобразовательных организаций, ТОП-200 общеобразовательных организаций, предоставляющих наибольшие возможности развития способностей учащихся, списки ТОП-100 лучших общеобразовательных организаций по профильным направлениям и ТОП-100 лучших общеобразовательных организаций в области математики.

При формировании списков, также как и в предыдущие годы, учитывались независимые от общеобразовательных организаций объективные показатели, такие как результаты ОГЭ, результаты Всероссийской олимпиады школьников (заключительный и региональный этапы). До 2014 г. включительно для формирования рейтингов использовался критерий «Результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ)». Начиная с 2015 г. благодаря развитию информационных систем стала возможной оценка вклада общеобразовательной организации в качественное образование на основе анализа результатов ОГЭ (в двух субъектах Российской Федерации – Республике Крым и г. Севастополь – в 2015 г. продолжался переходный период, поэтому в указанных субъектах Российской Федерации в рейтинге учитывались результаты государственного выпускного экзамена, а не ОГЭ). Это позволило более дифференцированно учесть достижение целей и задач, стоящих перед общеобразовательными организациями: стала учитываться как степень подготовленности учащихся к продолжению обучения в старшей школе и в последующем в вузах, так и в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Переход к показателю ОГЭ существенно увеличил охват учащихся (с 700 тыс. до 1 млн человек и более), результаты которых учитываются при формировании рейтинга.

В 2015 году дополнительные параметры, введенные в 2014 году, сохранились: наличие или отсутствие конкурсного набора в общеобразовательные организации (для списков ТОП-500, ТОП-25 и ТОП-200 сельских школ) – на основе данных сайтов общеобразовательных организаций; отношение набранных баллов к количеству выпускников (для списка ТОП-200 сельских общеобразовательных организаций); количество предметов, по которым в общеобразовательных организациях имеются победители или призеры олимпиад (для ТОП-200 общеобразовательных организаций, предоставляющих наибольшие возможности развития способностей).

Кроме того, в 2015 году было введено нормирование результатов общеобразовательной организации в зависимости от ее количественной наполняемости, что снизило влияние размера общеобразовательной организации на шансы попадания в список ТОП-школ (для списков ТОП-500, ТОП-25, ТОП-200 сельских школ).

Указанные списки позволяют выявить общеобразовательные организации-лидеры в различных регионах для распространения лучших практик.

В список ТОП-500 вошли школы из 81 региона Российской Федерации, в том числе из г. Севастополь и Республики Крым (в 2014 году – 76 регионов).


При формировании списка учитывались результаты ОГЭ и олимпиад, а также были введены дополнительные критерии «наличие конкурсного набора» и «нормирование результатов на размер школы». В список вошли школы 81 региона. Не вошли в список 4 региона (Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ). Регионы-лидеры по проценту 9-классников, окончивших школы из ТОП-500:

- г. Москва (32,7%);
- Калининградская область (14,7%);
- Республика Хакасия (14,0%);
- Тамбовская область (13,6%);
- Липецкая область (8,7%);
- Республика Калмыкия (8,2%);
- Чувашская Республика (8,1%);
- Республика Тыва (7,9%);
- Кировская область (7,4%);
- Ярославская область (7,2%).


От первого лица